Вадим Ю. ЦАРЁВ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ

(Программа курса истории русской философии)

Цели и задачи курса.

Курс разработан в соответствии с требованиями госстандарта и призван стать составной частью системы высшего образования в рамках Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М.И. Ломоносова. Курс опирается на разработки его автора, авторские публикации в печати, фильмы В.Ю. Царёва о русских мыслителях, созданных для ВГТК «Культура».

Цель курса. Курс познакомит студентов с отечественными мыслительными традициями, будучи идейно, логически и методически связан с предшествующим авторским курсом «Истории зарубежной философии». Русская мысль в её границах и гранях – мысль европейская, что не отнимает у неё «лица необщее выражение» но, наоборот, даже усиливает – благодаря сопоставлениям и контрастам – её самобытность.  Если идейный строй зарубежной культуры мы осваиваем как бы со стороны, то наполнение отечественного умостроя – это те лики нечуждых сил, которые присутствуют в нас до всякого исследования и нуждаются скорее в обнаружении, чем в освоении и присвоении.

Задача курса поэтому – по возможности приучить слушателей к сапопогружению,  наблюдению за собой изнутри себя, к ощущению связи с большой  культурой, которая порою незаметна как воздух, но без которой, как без воздуха, не могли жить наши предки и родители, не проживём и мы.

Если задача выполнима, то слушатели:

познакомятся  не со всеми, но со многими именами и произведеними, олицетворившими лучшие свойства национального характера и культуры;

отойдут от неприязни и недоверия к высокоумию, порождаемого повседневной назойливой густопопсовостью;

разглядят за тяготами обучения  некоторую пользу и для внеаудиторной жизни.

Курс предполагает минимум в 30 лекций и соответствующее количество аудиторных часов.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Не говори съ тоской: ихъ нѣтъ!
Но съ благодарностію: были!

Жуковскій. Воспоминанія.

Во многой мудрости, как известно, много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл. 1, 18). Русская мудрость  со средины XVIII  столетия стала обретать общеевропейские черты и постепенно превращаться в философию, то есть в ремесло или увлечение. До этого она не была ни увлечением, ни ремеслом – она была судьбою.

Русская мудрость  со средины XVIII  столетия стала обретать общеевропейские черты и постепенно превращаться в философию, то есть в ремесло или увлечение. До этого она не была ни увлечением, ни ремеслом – она была судьбою.

Русские мудрецы и мудротворцы жили в разные времена, были людьми различного нрава и несходных происхождений, устремлялись по разным стезям. Но каждый в этом ряду – се человек. Для этих людей, как кажется, не существовало зазора между словом и делом, для них мудрость была не подспорьем в прокормлении или средством добычи почёта и славы, а неизменной целью рокового пожизненного служения. Они искали истину, а не искательствовали перед нею. Правда была их судьбою.

Сейчас, когда почти всякий творит, что заблагорассудится, причём, только на злобу дня и только со злобой, радостно приглядеться, прислушаться к тем, кто делал своё идейное дело без оглядки на сиюминутные расклады, проникался не гормонами, а высокими намерениями и действовал sub specia aeternitatis, по-русски же говоря (словами кн. М. М. Щербатова): «для фамилии и потомства»).

Все эти люди взращивали истину, как растят дерево: в понимании, что они делают дело не для себя, что они вершат труд, воспользуются плодами и укроются под сенью которого уже другие.

Но что есть истина, как её добывать, на каких путях? А мы нынешние, хотим ли мы истины так же безоглядно, как хотели её они, наши предшественники? А если наша честность наделена хотя бы половинной силой их правдолюбия и потому одному заслуживает уважения и сбережения, то что нам делать? Может быть, в меру возможностей и не мудрствуя (не мудрствуя?!) лукаво просто воспроизвести, повторить и повтурить их пример? Но в чём их пример?

В их жизнях? Но что есть жизнь – биография: родился и застрелился?

Или в их мыслях – но ведь эти мысли уже вымыслены!

В их стойкости – но ведь это была стойкость к обстоятельствам, которым по большей части лучше никогда не повторяться.

Нет, простого повторения одной судьбы в другой не бывает, не может быть и быть не должно, поэтому не нужно идти по стопам предшественников, нужно искать то, что искали они. Нужно желать того, чего они желали.

Так чего же им хотелось? Победы над врагами, подтверждения своей правоты, довольства, почёта, любви, славы? Всё это это было, но всё это ещё не всё. Победы и прочее это только частные жизненные цели. Нельзя жизнь подменять жизненными целями.

Они достигали цельности существования, его трагической полноты. В цельной жизни всё важно, ничто не изымаемо. Были их слова точны, их побуждения взвешены, а суждения достоверны? Далеко не всегда – этих великанов безотлучно подпитывала и мощнейшая энергия заблуждений. Но они постоянно мыслили делами и действовали словами. В этом, по-моему и состоит воодушевительный для нас пример.

Как у них пролучалось то, что получилось? Не знаю, а если б знал, то разочаровался в таком знании, потому что их жизнь удивительна, и это удивление освежает душу. Ах, как хочется, чтобы мы научились удивляться себе и друг другу, и беленькому в нас и чёрненькому.

 Оговорено, что русский человек широк и не мешало бы его обузить. Может быть. Однако широты русского человека таковы, что им много места не требуется. Человек Запада, допустим, погружен в вымощенный мир – мир бесчисленных мостовых, красиво отделанных домов, удобно слаженных вещей. Русский человек привносит себя в мир не вымощенный, но в мир вымечтанный. А мечты нее много места занимают.

Русский человек  существо мечтательно-страдательное. Он сооружает, как все люди на земле, воздушные замки, но живет не в парадных покоях этих замков, а на чердаках.  Посередь не казового, не нарядного,  но милого сердцу хлама.

Впрочем не одни мы такие. Что русскому хорошо, то и немцу иной раз сойдёт. Вот и шваб  Герман Гессе укрылся от преследований в нарисованном горном туннеле, вскочив в вагон нарисованного поезда («Краткое жизнеописание»).

В этой истории есть тонкость. «Краткое жизнеописание» доведено до семидесятого года жизни, а написано оно в год 1925, когда Герману Гессе исполнилось сорок пять. Получается, в «Жизнеописании» при всей его краткости, спасительно-возвысительному обману отведено места не меньше, чем опасно низкой истине. И это правильно. Ведь жизнь есть любовь, а любовь всегда права. Следовательно то, что спасает от смерельно опасной правды, несправедливо называть в потивоположность слову «истина» дерзким и тяжёлым словом «ложь».

Гессе объясняет, почему он присоединил жизнь к мечте, как вагон к поезду. Почему он действительности в погибание предпочёл ложь во спасение. Он сделал свой выбор в пользу того, что защищает, но само беззащитно. Действительность  же и без Германа Гессе обойдётся:  она сама себя всему предпочитает и сама за себя насмерть стоит.

Действительности довлеет  её размах: с иной, чем её собственная, свободой, она не считается. А малым сим, у которых своего, личного всего-то  с гулькин нос, не лучше,  не выгоднее ли опереться на способ существования, привносящий  в мир хотя бы малую толику свободы, которой им, как и всего прочего, так не хватает?

Свобода малого сего, да и к тому же русского - не политического свойства. Она не просто аполитична, она анти-политична. Единственное требование его (нашей) свободы: «Моему нраву не препятствуй». А в нраве есть небольшой скос: он выстроен не столько  на чувствительности, сколько на чувственности. В художественном отношении мы пигмалионы, и оживляем свои статуи  из возвышенных побуждений, но для низменных нужд. В этом мы пластичны как древние пластические греки. Не потому так так гречку любим? И  не потому ли в излюбленных уголках наших Гипербореев так много античных статуй?

Одействительнивание недействительного  русскому важно не для того, чтобы  кого-то унизить или кого-то возвысить. Ведь к живым существам мы относимся не то, чтобы плохо, но как-то незамечательно. И образы нам нужны для того, чтобы, оживши, сделаться для нас необходимой невидимостью, превращаясь в воздух существования. Когда мы так сочетаем себя с миром, тогда мы становимся сразу и велики, и величайшим образом уязвимы уязвимы.

Есть привычка разделять мир вымечтанный и мир подлинный, полагая, что мир подлинный выше мира мечты, если этот мир мечты не соответствует в большой степени миру действительному, то тем хуже для мечты. Это совсем не так.

Большая часть курса посвящена тем, кто умел сохранить лицо и соответствовать своим словам (даже и ненароком вырвавшимся), кто в поступках соответствовал  выстраданным правилам. Но были  и другие – те, кто жил с  потребностью заслониться несовершеннными образами от несовершенного мира с его неустройством вплоть до совершенных безобразий. О них речь тоже.

Природа и образ, действительность и мечта взаимопереходят, и в этом взаимном переходе человек черпает силы, благодаря  которым он возвышает не только себя, но и других, кто под руку попадётся.

Поэтому необходимое дополнительное измерение череде подвижников словесного дела придают люди образной мысли, которых увлекла поэтическая стихия. Поэтическая мысль этих людей проникновенна, но они проникались ею не в кабинетных радениях, хотя многие из них старались  представить себя кабинетными учеными.

Некабинетными были художники-поэты, как Вячеслав Иванов, художники-мыслители, как Николай Рёрих, другие числились в учрежденческих штатах, но и  они по складу своему оставались насельниками воздушных замков. В этом была их сила. Но в этом была и их слабость.

Слабость не в смысле незащищённости. Когда человек уходит из действительности в самодельный мир, он чувствует себя в нем хозяином, он себя ощущает, как это у нас в России говорилось, «новиком», который создает свои правила жизни, а раз он создает правила жизни, он их приспосабливает для себя, он как бы становится их повелителем, а правила жизни иные, чужерождённые, как бы утрачивают над ним власть.

Притупляется его ответственност перед некоторой незыблемостью, которая, тем не менее, незыблимостью остаётся – и для него, и для всех прочих.

Блок говорил о своём поколении, о поколении символистов, о поколении «серебряного века», что они оторвались от действительности и оторвались от нравственности.

Что ж,  несовершнен мыслитель, но мысль совершенна. Мысль воспламеняет, а мыслитель порою восходит на костёр. Публике это, конечно, интересно. Старуха с хворостом для костра – это публика. Но она же, публика, способна защитить тех, кто непонятным образом радует её красотою своих суждений. Мысль бывает ложем любви для мыслителя и публики. Когда артистичность и рассудительность сливаются воедино, встречные чувства публики оказываются нередко надёжнее и долговечнее цехового признания-непризнания.

Нужно помнить тех, кто – по замечанию В.О. Ключевского - относился к своему слову,  как к своему делу. Нужно помнить и тех, кто воспринимал своё озвученное чувство как миротворящий Логос. Надо отдать дань и труженикам кабинетного труда. Сберечь связь имён значит сохранить связь времён.

Это непросто, но по-другому нельзя.

Иначе придётся жить, себя не помня. Как в чаду.

 

Раздел I. Сложение русского умостроя от века IX-го к веку XV-му.

Тема 1. Древняя Русь: две веры, многие языки, один мыслительный строй.

Культуры-посредницы. Язычество и христианство (византийское, корсуньское и западно-европейское; клюнийский след). Начало книжничества и писательства. Место любомудрия в Древней Руси и в Руси Московской. От прошлого к настоящему и ненастоящему: преемственность в русском мыслительном обиходе.

Тема 2. Начало историософии.

Митрополит Илариан Киевский о смысле и предназначении бытия, о сотрудничестве людей с Вседержителем. Наставления Серапиона Владимирского. «Вопрошания», «Учение о числах» Кирика Новгородца: русское преломление теизма и эсхатизма. Концепция времени в контексте христианского теизма и эсхатологии Кирика Новгородца. Запечатление в умах татаро-монгольского пришествия.

Тема 3. Самоощущение древнерусского человека.

«Поучение» Владимира Мономаха и «Послание о посте и воздержании чувств Владимиру Мономаху» митрополита Никифора, «Слово о премудрости» и «Сказание о монашеском чине» Кирилла Туровского, «Послание к пресвитеру Фоме» Климента Смолятича.

Митрополит Никифор и Кирилл Смолятич - взыскательные пользователи античным наследием. Наблюдение над разумом Кирилла Смолятича.

Главенство духа в триединой сущности человека, благодетельность аскезы по  Кириллу Туровскому.

Тема 4. Внедрение  христианской онтологии и космологии в русский мыслительный обиход.

«Изборник» 1076 года Иоанна Грешного, «Толковая Палея». Первый софиолог Иоанн Грешный (София – предданная умостроительная отбожественная Премудрость; учение о чувственном и эфирном космосе, место Земли в космических сферах, человек как малое вьестилище великого в  «Толковой Палее». Рискованное учение о Творце, тварном, но самосущем  бытии – приближение к деизму?

 

Раздел II. Отечественное любомудрие отвечает на вызовы времени (XV – XVII вв.)

 

Тема 5. А был ли старец?

Что подразумевал инок Елиазарьевского монастыря Филофей под третьим Римом: Священную римскую империю, Русь или всё-таки Москву? Что знал Филофей, который «елинских борзостей не текох»: различение исторических и неисторических царств у Ипполита Римского или что-то иное? Здравомысленный эсхатизм и рационализм  Филофея, его отрицание нумерологических суесловий. Упование на Москву или скорее порицание («О крёстном знамении и содомском блуде»)? Право быть Римом надо заслужить. «Два Рима падоша, третей стоит, четвёртому не бысть» - давняя борьба вокруг этих слов.

Тема 6. Устроительство жизни, устроительство душ. 

Стяжатели и нестяжатели. Еретики, отступники и еретикоборцы. Человек сократического завета, князь Василий Патрикеев. Геннадий Новгородский – изувер или попечитель? Что сближало Нила Сорского и Иосифа Волоцкого? «Активная жизненная позиция» игумена Иосифа, его «Просветитель». Деятельная отрешённость автора «МонастырскогоУстава» и гуманизм по-русски - т.е. человечность - «великого старца».

Тема 7. Явление Максима Грека. 

Человек итальянского Возрождения в русской келье. Синтез без эклектики: учение о Троице, Божественной субстанции, надтелесности  света. Спор с пантеизмом. Антропология: плотское, душевное и  духовное начала в человеке, виды любви, рассуждения о свободе духа. Максим Грек – первый русскоязычный символист.

Проихождение морали из веры. История как отражение вселенской борьбы Добра и Зла.  Сложные отношения с астрологией.

Тема 8. Мирское и церковное в деяниях братьев Лихудов. 

Софроний и Иоанникий Лихуды устроители образования по образцу европейских университетов. Различение ими философии и богословия. Попытки использовать в русском православном образовании нерусские и неправославные наработки . Хвала Разуму: Разум как очеловечивающая сила.  Меж Западом и Византией – спор о путях.

Тема 9. Закалка светской мысли в борьбе людей и идей.

Легендарный «королевский дворянин» Иван Пересветов. Опричнина – замысел или промысел? Переписка Курбского и Грозного. Первый диссидент князь А.М. Курбский и его «История князя великого московского». О чём радела «Избранная рада».  Первые государственники А.Ф. Адашев и Сильвестр. Идеологи и устроители государственного обустройства при царе Алексее Михайловиче  -  А.Л. Ордин-Нащокин, Ф.М. Ртищев. Юрий Крижанич, лазутчик и попутчик. Реформатор Никон. Старообрядчество - ортодоксия и протестантизм в одном скудельном сосуде -  идейный строй русской Контреформации. Преобразовательские замыслы князя В.В. Голицына

 

Раздел III. Русский новый мир XVIII – начала XIX столетия.

Тема 10. Философско-богословская мысль, и не только .

Преподавание философии в Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академиях. Стефан Яворский, местоблюститель.  Феофан Прокопович и его борьба с «московскими предрассудками». Феофан Прокопович Внедрение и отстаивание Феофан Прокопович идеи «просвещённого абсолютизма.

Влияние Прокоповича на А.Д. Кантемира и В.Н. Татищева.  «Московский апостол» Платон (Лёвшин), его деяния и его круг. «Сокращённое христианское богословие» митрополита Платона - первое русское теологическое исследование, переведенное на иностранные языки.

Тема 11. Просвещённые делатели и их сподвижники. 

И.И. Шувалов, создатель Петербургской Академии художеств и основатель Московского университета. Воспитательная реформа И.И. Бецкова. Практическая философия А.Т. Болотова. С.Е. Десницкий, последователь Адама Смита,  его роль в становлении отечественного правоведения. Теория всеобщего прогресса в изложении Десницкого. «Философическое рассуждение о начале и происшествии богопочитания» Д.С. Аничкова, его вольфианство и продвижение от теизма к деизму. Михайло Ломоносов – наше не всё, но многое. В.Н. Татищев: чиновник, предприниматель, историк. Обоснование Татищевым благодетельности абсолютизма без деспотичности. М.М. Щербатов: государственный деятель, историк, статистик, моралист и социальный критик. Его рассуждение о «новых людях», об отборе по родовитости и по заслугам, его русифицированный руссоизм.  Общественный уклад в социально-утопическом романе Щербатова«Путешествие в землю Офирскую», основанный на деистической «естественной религии» в качестве идеологии сакрального государства. Трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» А.Н. Радищева с оригинальной идеей «элаборации» саморазвивающейся природы.

 Тема 12. Мировосприятие русских вольных каменщиков и других вольных людей.

Причины и поводы распространения масонства в высшем сословии России. Ложи заграничные и русские.  Космополитизм без прогрессизма в русских ложах.. Масоны и самодержавие: лояльность под подозрением. Практическая сторона масонства: Н.И. Новиков, И.Г. Шварц. Масонская доктрина рукотворного мирового универсума, этика сокровенного служения и благих малых дел. Легенда о потайном масонстве митрополита Платона (Лёвшина). Антропология масонства: человек – квинтэсенция всех существ, «ветхий Адам» ( упование на возврат в состояние первочеловека). Скиталец Г.С. Сковорода, его суждения и побуждения – насколько о них можно судить (сердечное познание, сердечная метафизика, отрешённо-любовный  «наркиссизм», наставление о трёх мирах и двух натурах).

 

 

 

Тема 13. «Цветущее многообразие» в начале нового века.

Русское вольтерьянство, пиетизм, масонство, вольфианство.  Александровский мистицизм и реформаторство. М.М. Сперанский («Вольтер в православной оболочке»).  «Общество любомудров»: шеллингианство, приближение к идеетворчеству людей литературы и искусства. Зарождение политического радикализма. Философический Чайлд-Гарольд П.Я. Чаадаев. Чаадаев о прошлом и будущем России. Предначертанность истории по  Чаадаеву. «Социальный христианизм», рассуждение о всеобщем и абсолютном разуме. Познание и самопостижение. Источники взглядов П. Я.Чаадаева.

 

Раздел IV. К востоку от Запада, к западу от Востока.

Тема 14. Славянофилы, Господь им дал наказ. 

Историческое и культурное сравнение России и Европы. Отвержение «холодного европейского умствования». Русская идея  (возглашение самобытности России в славянофильстве, её предпосылки, проявления, следствия и последствия).  «Корневая» трактовка русской жизни. Установки славянофильства:

Догмат соборности у  А.С. Хомякова. Внутренний человек И.В.Киреевского. «Живое знание». Расчёт на новую «корневую» философию. Славянофильство и православие. Семья Аксаковых. Ю.Ф. Самарин, «человек реформы».

Тема 15. Рядом со славянофильством.

«Органика» А.А. Григорьева насупротив «узких» славянофилов и «теоретиков» Чернышевского, Добролюбова, Писарева.. Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского. Современная неприязнь к Данилевскому, её идеология и подоплёка. Консерватизм als ob: условия выживания России по К.Н. Леонтьеву. Леонтьев и панславизм. Леонтьевское отвращение перед усреднённостью («Средний европеец как орудие всемирного разрушения»).

Тема 16. Западничество.

Философские привычки и предпочтения западников. Кружок Станкевича. Философия истории Н. Т. Грановского. Социалистическое прекраснодушие  А.И.Герцена. Особый путь В.Г. Белинского. Были ли западниками Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин?

Тема 17. Народничество,  его ответвления и отпочкования.  

Разрозненность мировоззрений внутри народничества. «Катехизис революционера» М.А. Бакунина. Моральные и эстетические принципы улучшения человека и его жизни по П.Л. Лаврову.  Якобинец П.Н. Ткачёв. Писаревщина. Социальный конструктивизм Н.К. Михайловского.  Князь П.А. Кропоткин: от «хождения в народ» к «солидарной» анархии.

П.А. Сорокин, социолог и альтруист.

 

 

 

Тема 18. Российский марксизм и парамарксизм: до революций и сразу после.

Происхождение и изнесение марксизма в России. Отношение марксистов западных к марксистам российским. Г.В.Плеханов - материалист, диалектик и марксистский эклектик о роли личностей и неличностей («масс») в истории.

Социалистический идеализм «легальных марксистов»  Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.Б.Струве, М.И. Туган- Барановского. Богостроитель и народный комиссар А.В. Луначарский. Атеистический пантеизм как гексоген для старого мира.

Тектология А.А.Богданова(Малиновского). Всеобщая организационная наука. Философия коллективизма. Фауст большевизма: алхимия крови А.А. Богданова. Марксизм красной профессуры. Позднесоветский марксизм: смерть в своей постели.

 

Раздел V. Рассуждения ex cathedra: преподавательская философия  дореволюционной России.

 

Тема 19. Закон Божий  и Абсолютный Дух.

Православие в тогдашних образовательных стандартах. Симфония религии, науки и европейской философии( С.С. Гогоцкий, В.Н.Карпов, Ф.Ф. Сидонский). «Птичий язык-с»: складывание  русского философского наречия. Вера и разум в трактатах преподавателей Духовных академий, разум и вера в трудах светских философов. Восприятие немецкой классической философии. П.Д. Юркевич как историк философии: место и роль философствования в духовном укладе, теологический реализм против деистического номинализма,  сердечный союз веры и разума, как действовать, чтобы не впасть во искушение, грех материальничания. С.М. Соловьёв как мыслитель. Профессорский либерализм К.Д. Кавелина. Просвещённый цензор А.В. Никитенко. Просвещённый консерватор М.Н. Катков. В.О. Ключевский – историолог, историософ, народознатец, его ретроспективная и потайная социология.

Тема 20. Заединщик В.С. Соловьёв и его круг.

Рассмотрение отвлечённых начал через диалектику единого и многого. Цельное знание в слиянии философии, науки и теологии.Критика Гегеля. Органическая логика как основной философский метод. Принцип всеединства. История философии всеединства и трактовка всеединства у В.С.Соловьёва. Абсолютное, сущное и сущее. Возвращение софиологии: софийное человекознание и учение о Богочеловечестве. Закон исторического развития. Историософия. Анализ русской идеи в философии В.С.Соловьёва. «На камне сим»: краеугольность добра и красоты. След всеединства в последующие времена. Е.Н. Трубецкой: отношение к соловьёвскому «пантеизму», иная софиология и вопрос о смысле жизни. Чисто конкретный идеализм С.Н. Трубецкого. Учение о соборной природе человеческого сознания. Иная метафизика (систематическая идеология) в противовес метафизике второго позитивизма.

 

Раздел VI. Естествознание мыслящее и мечтающее.

Тема 21. Русский космизм.

Предыстория русского космизма. Рецепция идей европейской натурфилософии. Три направления русского космизма.: культурно философский или художественно поэтический, философский, естественно- научный или сциентистский.

Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова. Религиозно философские основания философии общего дела. Сопоставление сельской и городской философии. Предмета три, а разума два. Идолопоклонство и словопоклонение. Возвращение предков. Обживание Вселенной в ответ на воскресительный бум. Отсветы философии Н.Ф.Фёдорова: космизм в философии В.С.Соловьёва, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Г.Д. Гюрджиева (Гурджиева), П.Д. Успенского. Космизм в «большом блюде объедков» Е. П. Блаватской. К.Е. Циолковский, мечтатель и чудак. Биосфера и ноосфера по В.И.Вернадскому.

Тема 22. Мыслительные горизонты русских естествоиспытателей. 

 

«Коперник геометрии» Н.И. Лобачевский. Западноевропейское трезвомыслие на русской почве. Идейная подоплёка революции в физиологии, совершённой  И.И. Мечниковым, И.П. Павловым, А.А. Ухтомским. «Этюды оптимизма» Мечникова. Павлов о русской интеллигенции. Новое отношение к богатствам природы:  от К.М. Бэра, Н. Я Данилевского, П.А. Кропоткина до П.А. Флоренского и Л.Н. Гумилёва. Русский позитивизм и русский энциклопедизм: цивилизационная роль русских энциклопедий.

 

Раздел VII. Мыслящая литература.
Тема 23. Мировоззрение в полном смысле слова.

Запад, Восток и Россия глазами русских литераторов. Западная Европа в письмах и дневниках Д.И. Фонвизина. «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина. «Зимние заметки о летних впечатлениях» Ф.М. Достоевского. Страноведение К.Н. Леонтьева. «Фрегат «Паллада» И.А. Гончарова. Ф.И. Тютчев между Западом и Россией.

 

Тема 24. Лев Толстой и ФёдорДостоевский.

Л.Н.Толстого, в чём его вера.  Смысл бытия и смысл жизни. Учение о человеке. «Дневники» Толстого: незащищённость души как неизбывность, болеутолительность любви. Непротивление злу и ницшевское «падающего подтолкни». Роль «остранения» (В.Б. Шкловский) в русском умострое. «Остранение»   науки, высшей культуры и государства. Толстой и толстовство.

Свобода и своеволие по  Ф.М.Достоевскому. Как Достоевский понимал самопознание и совесть. Смердяковщинка: почему неправедники у Достоевского мечутся и кричат, а праведники посмертно смердят? Верил ли Фёдор Михайлович в спасение души и в спасение России?

Тема 25. Литература и народность.

«Полюбите нас чёрненькими» - неумильное народничество Г.И. Успенского. Феномен А. де Кюстина и К. Валишевского: отношение русских литераторов и публики к наблюдателям со стороны. Поделом ли забыт Н.И. Наумов? Кому не люб А.С. Суворин. «Деревня», «Дневник 1917-18 гг.», «Окаянные дни» И.А. Бунина. «Мужики», письма и записные книжки А.П. Чехова. Российская жизнь в памяти писателей-эмигрантов.

М.М. Бахтин о «материально-телесноом» в  народной жизни как основе высокой культуры.

Тема 26. В религиозных лучах.

«Столп и утверждение истины», «Иконостас»  П.А. Флоренского: богословское искусствознание и художественное богословие. Имяславие, откуда оно пошло быть. Ниспровержение каноника Николая Коперника и провозвещение академика Анатолия Фоменко («Мнимости в геометрии»). Хозяйственник во Христе отец Сергий Булгаков.

В.В. Розанов, наблюдатель души. Розановское бесстыдное целомудрие (целомудренное бесстыдство). Эсхатизм розановской метафизики семьи и пола, его мистический страх перед еврейством. Личность как замковый камень всеединства у Л.П. Карсавина. Карсавин и евразийство. Христианский платонизм А.Ф. Лосева.

Тема 27. В изгнании и в послании.

Учение И.А.Ильина о тяжести, но не тягостности бытия человека. Предел и смысл человеческой жизни. Нравственность и право. Нравственная обязанность силового сопротивления злу . Пересмотр религиозного опыта – средство сохранения его ценности.

Н.А. Бердяев о философских искушениях и о предназначении философии. Был ли Бердяев экзистенциалистом? «Исход к Востоку» (1921) Н.С. Трубецкого, П.Н.Савицкого, Г.В. Флоровского и П.П. Сувчинского. «Чувство моря» и «чувство континента». Евразийцы и Совдепия. Евразийцы, сменовеховцы, национал-большевики. Революцьонный этатист Н.В. Устрялов.  Национализм без оглядки и окорота: «русский фашист» К.В. Родзаевский.

 

ЛИТЕРАТУРА

Справочники

Алексеев П.В. Философы XIX-XX столетий. Биографии.Идеи.Труды.- М.: Академический проект, 2002

История русской философии. Под ред. М.А. Маслина.- М.,2001

Русская философия.Энциклопедия/Под общ. ред. М.А. Маслина/Сост. П.П. Апрышко.- М., 2001

Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь.Тт. 1-5 – М., 1989-2010

Словарь книжников и книжности Древней Руси. вторая половина 14-17 в.( ч.1,2) Л., 1988, 1989

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. 11-первая половина 14 в. Л., 1987

 

Хрестоматии

Московия и Европа. – М.:, 2000

Русская философия первой половины ХIX века. Хрестоматия/Сост. Б.В. Емельянов.- Свердловск: Изд. Уральского университета, 1967

Русская философия второй половины ХVIII века. Хрестоматия/Сост. Б.В. Емельянов.- Свердловск: Изд. Уральского университета, 1990

Страноведение

Анисимов Е.В. Время Петровских реформ.- Л., 1989

Анисимов Е.В. Россия без Петра.- СПб., 1994

Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. – М., 2005

Бенедиктов Н. Русские святыни. – М., 2003

Вдовин А.И. Русские в ХХ веке.- М., 2001

Забелин И.Е. Как жили в старину русские цари-государи.- М., 1991

Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве.- М., 1991

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. – СПб., 1994

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских преобразований. Л.,1984

Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. – М.-Л., 1939

Стегний Пётр. Хроники времён Екатерины Великой.- М., 2001

Исследования

Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. – NY, 1955

Галактионов В.В., Никандров П.Ф. Русская философия 11 -19 веков. Л., 1970.

Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль 10 - 17 в. М.,1990.

Гулыга А. Русская идея и её творцы М.,1995 .

Дроздов В.С. История русской философии. М.,1994.

Емельянов Б.В. Русская философия серебряного века. Екатеринбург, 1995.

Емельянов Б.В. Три века русской философии.(18-20 в.в.) Екатеринбург, 1995.

Емельянов Б.В.,Новиков А.И. Русская философия серебряного века. Екатеринбург, 1995.

Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Мыслители Киевской Руси. Киев.1987 г.

Зеньковский В.В. История русской философии. – М., 2001

История философии. Запад- Россия - Восток. М., 1996 -1998 гг. кн. 1-3.

Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.

Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970 г.

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви.// Мистическое богословие. Киев, 1991

Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ.- М., 1991

Русская идея. М., 1992.

Русская мысль в век Просвещения. М.,1991.

Рыбаков Б.А Язычество Древней Руси. М, 1987 г.

Тарасов Б. Чаадаев. М., 1986.

Федотов Г.П. Святые древней Руси.- М., 1991

Флоровский Георгий. Пути русского богословия. М., 2009

Эрн В. Григорий Савич Сковорода. Жизнь и Учение. М., 1912

Царёв В.Ю.:

Время башен и время пашен // Знание – сила, № 10, 1993
Входы, выходы и всходы // «Искусство кино», № 2, 2003, с.40-44
Глобализм, культуризм и культ-туризм // Искусство кино, № 7, 1998
Двадцать раз спустя или виконт де Бражелон/Добро и зло массовой культуры // Культурологические записки, выпуск 8. – М.: ГИИ, 2003
Добро и зло массовой культуры // Свободное слово: интеллектуальная хроника. Альманах-2002. – М.: Прогресс-Традиция, 2003
Дороги в Рим // Ценности американизма и российский выбор – М.: Конфед.союзов кинем., 1992
Европеизм и русские реформы // Культура и реформа – М.: Горбачёв-Фонд, 1993
Закон резинки от трусов // Политический журнал, № 25(28) от 19.07.04
К кому возвращается блудный сын ? // Знание – сила, № 9, 1994
Кто в сапогах // «Искусство кино», № 1, 2003, с.45-49
Легенда о Великом Растиньяке // Искусство кино, № 12, 1998
Луна для России // Знание – сила, № 9, 1993
Любовь к повапленным гробам // Искусство кино, № 11, 1998
Надкризисное образование // Образование в конце ХХ века. - Вопросы философии, № 9, 1992
Наше открытие Америки // Знание – сила, № 5, 1993
Невольноотпущенники / Перестройка: 10 лет спустя - М.: Апрель, 1995
Новые узкие // Искусство кино, № 1,1995
Нужен новый империализм // «Россiя» от 27 декабря 2001 г. — 9 января 2002 года
Нужна ли сегодня философия? // Свободное слово: интеллектуальная хроника. Альманах-2002. – М.: Прогресс-Традиция, 2003
Ожлобленные и оскорблённые // Перестройка: 10 лет спустя.- М.: Апрель,1995
Он.Она.Оно. Смешение полов и сумерки культуры // Искусство кино, № 9, 1994
Перестройка: весёлый триптих // Знание – сила, № 9, 1995
По эту сторону того света. Авангардизм и реализм сегодня и всегда // «Общая газета» от 22-28 января 1998 года № 3 (233), с. 10
Повреждения - наслаждения — наваждения // «Искусство кино», № 11, 2002
Ритуаленький цветочек // Искусство кино, № 3, 1995
Российская элита от Александра II до... // Родина, № 1, 1995
Россия и Украина // Дружба народов, № 9, 1997
Россияне в океане // Знание – сила, № 9, 1993
Сами с Windoycaмu // «Искусство кино», № 12, 2002, с. 56-58
Социальное и эстетическое в развитии европейской культуры // Из истории западно-европейской культуры. - М.: МГУ, 1979
Старая пыль и новая быль // Знание – сила, № 4, 1994
Страна оград // Родина, № 5-6, 1993
Упыри-пупыри-попурри // Независимая газета № 155(3226) от 27.07.04
Экуменичество, еретичество и электричество // Искусство кино, № 8, 1998
Элита у разбитого корыта // «Искусство кино», № 10, 2002, с. 50-54
Элиты крови и элиты брови // Русская мысль, № 4117, 14 – 20 марта 1996

 

 

Источники

Бакунин М.А. Государственность и анархия; Федерализм, социализм и антисоциологизм // Бакунин М.А. Философия, социология, политика. М., 1989.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.,1994.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Богданов А. Философия живого опыта. СПб.,1913.

Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.

Булгаков С.Н. Сочинения. М., 1993. Т.1-2.

Булгаков С.Н. Философия имени. Париж, 1953.

Герцен А.И. О социализме.// Избранное. М., 1974.

Герцен А.И. Письма об изучении природы; Дилетантизм в науке; К старому товарищу; Русский народ и социализм. // Герцен А.И. Избр. филос. произв. М., 1948. Т.1. С. 12-93, Т. 2. С.134-166, 300-317.

Житие Аввакума и другие его сочинения. М.,1991.

Златоструй: Древняя Русь 10-13 веков. М,1990.

Избранные произведения русских мыслителей второй половины 18 века.в 2-х томах, М.,1952

Ильин И.А. Сочинения в 2-х т. М., 1993,1994. Т.1,2.

Иосиф Волоцкий. Просветитель. М.,1990

Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979.

Крижанич Ю. Политика. М., 1965

Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.,1993.

Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.,1994.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1995.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Плеханов В.Г. Н.Г. Чернышевский.// Плеханов В.Г. Избр. филос. произв. :В 5 т.-Т. 5.

Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. Гл.5. Прилож. 1,2.// Избр. философ. произв. М., 1956. Т. 1.

Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории.// Избр. философ. произв. т.2. М.,1956.

Радищев А. Н. Избранные философские сочинения. М., 1949.

Сковорода Г.С. Начальная дверь к христианскому добронравию; Наркисс; Имя ему - потоп змиин; Икона Алкивиадская. // Сковорода Г.С. Соч.: В 2-х т. М., 1973

 

Фильмография

 

Свеча и Меч (часть I - Свеча и меч; часть II - Меч и свеча). Фильм снят по заказу ГТРК «Культура» в 2000 году. Автор сценария Вадим Царёв, соведущие Ирина Лапина и Вадим Царёв, режиссёр Алексей Горовацкий, оператор Виктор Дурандин. Продолжительность фильма 40 мин. Первый эфир на канале «Культура» состоялся в мае 2001 года. Повторы – на канале «Новый день» (Первый канал) в декабре 2002 года.

Художественно-документальный сериал «Слово и Дело. 10 выдающихся русских мыслителей разных эпох». Сериал отснят в продюсерском центре "Голдмедиум" на грант Министерства печати РФ по заказу ГТРК «Культура» в 2002 году. Автор сценария и ведущий Вадим Царёв, режиссёр Алексей Горовацкий, оператор Валентин Халтурин. 10 фильмов. Продолжительность каждого фильма 26 мин. Первый эфир на канале «Культура» – март 2003 года, повторы: июль 2003 и лето-осень 2004 годов:

Слово и Дело


Тако молитеся и спасены будете (Аввакум Петрович)
О повреждении нравов в России (Михайло Щербатов)
Герой одного письма (Пётр Чаадаев)
Исходить в разных направлениях (Николай Данилевский)
Неузнанный гений (Константин Леонтьев)
Не взрыв, но всхлип (Владимир Соловьёв)
Лир русской революции (Пётр Кропоткин)
Опавшие листья (Василий Розанов)
Дальняя дорога (Питирим Сорокин)
Святитель Лука (Валентин Войно-Ясенецкий)

Художественно-документальный сериал «Образ и Действительность» («Слово и Дело»-2). Сериал отснят в продюсерском центре "Голдмедиум" по заказу ГТРК «Культура» в 2004 году. Автор сценария и ведущий Вадим Царёв, режиссёр Алексей Горовацкий, оператор Валентин Халтурин. 10 фильмов. Продолжительность каждого фильма 26 мин. Первый эфир на канале «Культура» – ноябрь 2004 года:

Образ и действительность (о русских мыслителях ХХ века)

Нескучный сад (Вяч. Ив. Иванов)
Согласие противоречий (Дмитрий Мережковский)
Объединение сердец (Николай Рёрих)
Небесный лик (Павел Флоренский)
Не плакать, не смеяться, а понимать (Алексей Лосев)
Побеждать, не раня (Юрий Лотман)
Хронотоп (Михаил Бахтин)
В стихиях зримого мира (Лев Гумилёв)
Серебряная ночь пророка (Даниил Андреев)

 

Сайт:

http://vadim-tsarev.narod.ru/

Учебные материалы:

http://vadim-tsarev.narod.ru/msu.html

Фильмы:

http://vadim-tsarev.narod.ru/film-links.html

 

 

НАПИШИТЕ МНЕ


Используются технологии uCoz