ХАМОВО СЕМЯ
Против ересей и сект
Советская Россия от
13 апреля 1996 года, № 43 (11328)
Эстония... Сегодня в этом государстве, называющем себя демократическим и провозгласившем своим политическим кредо приоритет прав человека, совершенно открыто подвергаются репрессиям православные верующие, являющиеся членами Эстонской Апостольской Православной Церкви, входящей в юрисдикцию Московского Патриархата. Как и во времена гонений «воинствующих безбожников», нынешние «свободолюбивые» эстонские власти поставили русские общины перед жестоким выбором: либо освободить принадлежащие им храмы, которые строило, где молилось не одно поколение русских людей, либо (вопреки и эстонскому законодательству, и собственному волеизъявлению верующих) немедленно порвать все связи с Русской Православной Церковью и перейти в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.
Но как ни трагична эта ситуация, есть в ней еще более тяжелый и позорный момент. За преданность Матери-Церкви, за свою потребность и право через Нее быть связанными со своими национальными корнями на русских православных, родившихся и проживающих в Эстонии, обрушился целый шквал ненависти и оскорблений.
«...Эти совки уже получили свое представительство в парламенте». «Для коренных жителей Эстонии русские — это лимитчики, которые приехали и живут на их земле и питаются их плотью и кровью, потому что они наследники, сталинского режима, а не эстонцы, которые терпели беды и от гитлеровской оккупации, и от советской оккупации тоже». «Мы должны встать на колени перед эстонцами, перед Константинопольским Патриархом».
Чувство стыда и горького недоумения вызывает тот факт, что все эти оскорбления в адрес наших страждущих и гонимых братьев вылиты не в демократических СМИ, чему мы, по-обвыкшись, уже не удивляемся, а через радиоканал, называющий себя «христианским». И не извне, представителями враждебного государства или религии, а изнутри — клириками и мирянами Московского Патриархата, проживающими в РОССИИ,
являющимися сотрудниками высших церковных структур, настоятелями столичных храмов...
Свили это гнездо под сенью московского Патриархата последователи печальной памяти протоиерея Александра Меня, по сей день развивающие его обновленческие взгляды экуменического и русофобского толка. Возглавляет этот «Христианский церковно-общественный канал», недавно
объявившийся в России, мадам католичка Ирина Иловайская, снующаая челноком
между Москвой, Парижем, Римом и другими городами, о которых мы можем только догадываться. Первым ее помощником и
послушным духовным сыном является протоиерей Иоанн Свиридов, постоянное участие
в передачах принимают игумен Иннокеннтий Павлов, священники Александр Борисов,
Георгий Чистяков, Владимир Лапшин, миряне Царев, Сахаров, Псарев, Ровнер и иные — имя им легион.
Их истерическим нападкам и
обвинениям подвергся даже Патриарх Московский и Всея Руси Алексий, осмелившийся дать голос в защиту гонимой паствы. Он был обвинен рьяными
моралистами в том, что «совершил безнравственный
поступок». Непревзойденные знатоки церковного права обвинили его «в грехе
раскола со Вселенской Церковью, который не смывается
даже мученической кровью». Патриарху и тем, кто вздумает выразить сочувствие
русским православным, подвергшимся репрессиям в Эстонии, эфирные пастыри строго
указали, что «бессовестно прорвать крокодиловы слезы
над тем, что мы сами совершили, — насильственную оккупацию чужой земли».
И хотя равно с богословской и
исторической точек зрения их постулаты страдают скудоумием, радиобратьев это не смущает. Главное для них — вылить побольше яда (самого
крутого еретического замеса) на русских и на Православие. Брань, злоба и
ненависть вытекают из того канала постоянно, идет ли ечь о русских в Чечне или
о событиях в Сербии. Этакое НТВ, только псевдоцерковного обрамления...
Так, например, о ситуации в Эстонии прот.И.Свиридов заметил: «Да, наших бьют! С политической точки зрения их жалко, но ведь мы не политики, а христиане и должны смотреть на это гораздо сложней. Ведь те, кто бьет, как они ранее натерпелись от этих, которых бьют нынче!». И надо, следовательно, посочувствовать бьющим, а не тем, кого бьют,— православным, русским.
В связи с этим пассажем протоиерея хотелось бы, чтобы сей высокоумный муж нас просветил: сострадать тому, что наших, православных, бьют, — это политика или все же христианство? И неужели те, кто сегодня бьет, сильно натерпелись в советские времена именно от православных, а не от кого другого?.. И как с богословской точки зрения оценить тот исторический факт, что св. Сергий Радонежский, дабы наших не били, благословил на бой с татарами св. Дмитрия Донского и двух иноков. Да еще и молился, следовательно, страдал за наших. Любопытно — он поступал как политик или как христианин?..
Каждый день этот прокатолический канал, получивший, как ни странно, на свое вещание благословение Патриарха Алексия, выливает помои на нашу историю и на наш народ. Его участники ничтоже сумняшеся искажают учение о Православии, вводят в соблазн непросвещенные в вере души, смешивают с Православием, в некоем дурманящем религиозном коктейле католичество, протестантство, мусульманство, иудейство, масонство и другие чуждые русскому народу инослав-ные, а то и сектантские, и сатанинские лжеучения. Во всяком случае, они подчеркнуто избегают употреблять в своей речи такие «черносотенные» слова, как «Святая Русь», «русские», «Православие», но зато эпитет «совки» на их «христианском» канале можно услышать чаще, чем «Отче наш».
Что же так раздражает прот. Свиридова, иг. Павлова, свящ. Борисова, Чистякова и прочих? Два момента: наличие в России
русского народа и стояние русских в Православной нвере. Их до потери сомообладания
раздражает то обстоятельство, что Православная вера в России имеет
национальный, ярко выраженный самобытный характер, со своими, присущими русскому
народу многовековыми традициями. То, что они, русские, охраняют как зеницу ока
церковный «старостильный» календарь, богослужебный церковнославянский язык,
протяжно-молитвенныв напевы. То, что их кануны по всем храмам густо уставлены «копеечными»
свечами, завалены ло воскресеньям яблоками и булками, а икны, обцелованные
многими поколениями, украшены рушниками и бумажными цветами, колечками и
золотыми сережками... Их раздражают наши белые, точно лесные ландыши,
платочки, длинные юбки и синие, как небо над Россией, улыбчивые глаза...
Проще говоря, в Православии их
очень раздражает его народность. Как сказал однажды Пушкин — «русский Бог». А
им уж очень хочется сделать наше Православие неким бездушным космополитическим
вероучением, где нет ни Бога, ни Родины, ни русского человека. Они обвиняют в
национал-шовинизме и фашизме кажодого, кто открыто
исповедует себя русским. Лучший пример - недавно почивший митрополит Иоанн
Санкт-Петербургский и Ладожский. Одно только упоминание его имени выводит этот
радиоканал из строя, а у мадам Иловайской начинается сердечный приступ.
Смерть Владыки так и не притупила их ненависти к нему...
Еще одна больная тема —
церковно-славянский язык. Не боясь кощунства, «радиохристиане» называют его «церковной
феней», настойчиво внушая, что этот язык давно устарел
и является мертвым для современного человека. «Живым» же, на их взгляд,
является, очевидно, язык сегодняшней улицы, переполненный вульгарным жаргоном
и сквернословием, который и надо срочно ввести в богослужебный обиход.
Вектор симпатий этих экуменических священников и богословов давно определился в направлении, прямо противоположном интересам русского народа и других православных. Священник А. Борисов требует немедленного вывода русских войск из Чечни, священник В. Лапшн гневается на «неблагодарных» русских, которые не понимают, что если они ели гуманитарную чечевичную похлебку, присланную нам католиками, то пора и веру поменять на католическую, она не хуже православной... А отец Г.Чистяков и вовсе настаивает на том, что защита Отечества — не христианское дело и что Дмитрия Донского причислили к лику святых не потому, что он освободил Русь от татарского нашествия, а оттого (по Чистякову), что потом всю жизнь плакал, раскаиваясь в уничтожении на поле брани врагов своего народа...
События в Сербии на этом канале всегда освещаются только в пользу хорватов (и действий США). И немудрено — мадам Иловайская признается, что ее сердцу очень мил Гайдар и ему подобные политики (разграбившие, добавим от себя, Россию и ввергшие народ в нищету).
Милы они и прот.Свиридову, но признается он в этом не просто, а как ученый-богослов. Читая место из Евангелия: «Мир будет ненавидеть вас за Меня», — этот толкователь Священного Писания приводит пример Сахарова с его «правдой об Афганистане» и Ковалева с его защитой «прав» дудаевских головорезов безнаказанно вырезать русских на их же исконных землях, причтя и Сахарова, и этого нехристя к бесстрашным христианам-подвижникам. Собственно говоря, такие благоглупости не стоило бы и вспоминать, если бы они не были так злобно-агрессивны по отношению к нашему народу, если бы не произносили их служители Церкви, мнение которых всегда воспринималось русским человеком доверчиво и благоговейно.
На радиоканале мадам Иловайской можно постоянно слышать сентиментальные признания в любви к радиослушателям и к ближнему. Действительно, возлюби Бога своего и ближнего своего, сказано в Евангелии. Вопрос лишь в том, кого считать ближним? И здесь лишний раз приходится убеждаться в парадоксах нашей действительности: русский народ, к которому принадлежит, например, протоиерей И.Свиридов, вызывает у него только ненависть и презрение, А любой другой: эстонцы, хорваты, чеченцы, евреи – слезы умиления и прочно приобретенный рефлекс
– пасть на колени. И не только самому, но поставить на колени (перед католичеством,
например) и Православие.
Видно, надо было немало потрудиться,
чтобы, будучи священнослужителем Русской Православной Церкви, стать
одновременно законченным русофобом, Иваном, не помнящим родства, оставшись православным
и русским только по названию... Утеря чувства национальности, принадлежности
к своему народу является симптомом тяжелого духовного заболевания, глубокой
стадией духовного и душевного вырождения, возможно, уже необратимого. И
никакие религиоведческие познания, высшие богословские образования и дары красноречия
здесь не спасут...
Однажды иг. И.Павлов сказал,
что он считает себя членом Церкви и хотел бы умереть
членом Церкви. Жаль только, что он не уточнил, какую церковь имеет в виду.
Ведь, судя по его воззрениям, далеко отстоящим от Православия и еретическим по
своей сути, он давно не относит себя к Русской Православной Церкви. Ну а иных
«церквей» различного толка развелось нынче много. Какая же из них успокоит его
сердце?..
В Заявлении Священного Синода
РПЦ от 1.03.96 г. по поводу событий в Эстонии говорится: «Мы просим всех
православных христиан не соблазняться беззаконием раскола, но своими молитвами
и делами приложить благочестивые усилия на уврачевание ран на страждущем Теле
Церковном...». Да, сегодня крайне необходимо это уврачевание -ив Церковь, и в русский народ постоянно летят отравленные
стрелы их ненавистников. В таких условиях бывает необходимо и хирургическое
вмешательство: те члены больного организма, которые гниют и не поддаются
лечению, необходимо отсечь, дабы зараза гниения не распространилась
на весь организм и разлившийся яд не погубил его окончательно. Об этом
и в Евангелии сказано: «если же глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось
от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело
твое было ввержено в геенну» (Мф.5, 29).
Валентина СОЛОГУБ,
сопредседатель движения
в защиту православной
нравственности.