Радио «София».
Два года, с лета 1995 до весны 1997, из студии этого радио я выходил в эфир струить кефир.
Прошло много лет. По-прежнему ли Иван Свиридов толкует там евангельские слова и выражения, сообразуясь со своими озарениями?
Тогда у него выходило, что «соль земли» обозначена в священных писаниях оттого, что в древности землю удобряли поваренной солью, а «горчичное дерево» упомянуто потому, что имело большое хозяйственное значение.
Узнал ли за прошедшие годы протоиерей Иоанн,
что древние римляне Карфаген не только разрушали, но и для верности солью присыпали,
и что горчица состоит в близком родстве с травой капустой?
Интересно, сколько лет нужно православному батюшке, чтобы добраться до середины какой-нибудь книжки?
¨
«Русская мысль» - № 144 – 10-16 октября 1996
Павел Сидоров
О Христианском церковно-общественном
канале
Уже больше года на средних волнах
московского и подмосковного радиоэфира звучат передачи Христианского церковно-общественного
канала, преобретшего за это время немалую популярность и выделяющегося среди
прочих российских СМИ
своей необычностью.
Канал был
учрежден при Центре христианской печати и информации св. апостола Павла на факультете
журналистики МГУ; президентом Центра является кандидат богословия протоиерей Иоанн Свиридов. В свою очередь, вещание стало возможным благодаря тому, что на
факультете имелась учебная студия.
Основу
Христианского церковно-общественного канала составили три блока: программы
христианского радио "Благовест", православного радио
"София" и студенческой студии "Пролог ".
Радио
"Благовест" существует уже 8 лет. Со времени своего создания от работает под руководством Ирины Иловайской. На радио "Благовест" сотрудничают православные и
католики. В прежние годы программы "Благовеста" подготавливались на
Западе — в Париже и Брюсселе — и выходили на коротких волнах. Теперь они записываются
непосредственно в Москве.
Программы
православного радио "София", первоначально работавшего при Отделе катехизации Московской Патриархии, выходили с 1993 г. на волнах "Радио-Г.
Главный редактор "Софии" — прот. Иоанн Свиридов (он же теперь главный редактор всего канала).
Программы
студии "Пролог", выпускавшиеся силами студентов церковного отделения
факультета журналистики МГУ с 1994 г., прежде выходили на волнах "Радио-1".
Главный редактор "Пролога"— преподаватель факультета журналистики
МГУ Мария Лукина, церковный консультант — священник Георгий Чистяков.
Со временем к
этим блокам на канале добавилось католическое радио "Дар" при
Апостольской Администратуре католиков латинского обряда европейской части
России (гл. редактор — Петр Сахаров), а также программа радиостанции Би-Би-Си
"Воскресение " (редакторы — священник Сергий Гаккель и Фаина Янова).
Помимо этого на
канале есть программы, подготавливаемые отдельными христианскими учреждениями:
"Мост к истине" — программа Библейско-богословского института св.
апостола Андрея, "Православная община" — программа одноименного
журнала.
При всем том Христианский церковно-общественный канал является независимой радиостанцией. Как можно видеть, на канале оказались представлены как Православная, так и Римско-Католическая Церковь. Среди авторов канала есть также представители других конфессий и даже люди, просто симпатизирующие христианству, но не принадлежащие к какому-то конкретному вероисповеданию. Концепция канала с самого начала предусматривала сотрудничество представителей разных христианских конфессий (в первую очередь православных и католических) и получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Программы Христианского церковно-обществснного канала начали выходить в эфир с 1 июня прошлого года. Примечательно, что хотя канал почти нигде не рекламировался, уже в первые месяцы своей работы он снискал немалую для религиозного радио популярность. Когда же через полгода была объявлена встреча редакции со слушателями, то на нее пришло столько народу, что большая поточная аудитория журфака МГУ, где эта встреча происходила, оказалась слишком мала, чтобы вместить всех желающих.
Чем же объяснить такой успех канала? Возможно, среди прочих причин популярности, следовало бы прежде всего отметить три обстоятельства: во-первых, на волнах канала слушатели имеют возможность встретиться со многими очень интересными людьми, и не только послушать их, но и вступить с ними живую в беседу; во-вторых, на канале освещаются и обсуждаются самые разнообразные темы, не обязательно имеющие непосредственное отношение к вероучению и церковной жизни (хотя многие религиозные СМИ обычно только этим ограничиваются); наконец, канал отличается своей открытостью и доброжелательностью ко всем и .стремится затрагивать проблемы актуальные в настоящее время не только для христианина, но и для любого современного человека.
Начнем с первого. На Христианском церковно-общественном канале действительно работают весьма яркие во многих отношениях люди, отличающиеся как немалой эрудицией, так и глубоким пониманием духовных проблем, основывающемся и на личном опыте, и на осмыслении духовного опыта Церкви.
На канале постоянно звучат голоса журналистов, известных многим россиянам. Среди них и главный редактор "РМ" Ирина Иловайская, едва ли нуждающаяся в специальном представлении для постоянных читателей еженедельника. Популярных журналистов и публицистов можно услышать в программе Би-Би-Си "Воскресение".
В числе авторов канала немало священников. Многие из них хорошо известны в среде верующих. Среди православных клириков, работающих на канале, — в основном священники, которые служат в храмах Москвы, Подмосковья и близлежащих областей: протоиереи Иоанн Свиридов и Борис Ничипоров, игумены Иннокентий (Павлов) и Игнатий (Крекшин), иеромонах Илларион (Алфеев), иереи Александр Борисов, Георгий Чистяков, Владимир Лапшин, Алексий Гостев, Павел Вишневский. Из католических священников на канале постоянно работает о. Евгений Гейнрихе, настоятель храма св. Екатерины в Петербурге.
Некоторые из авторов канала пользуются признанием в научном мире: литературовед и переводчик Наталья Трауберг (благодаря ее трудам русскому читателю стали доступны произведения К. Льюиса и недетективный пласт творчества Г.Честертона); автор ряда смелых культурологических концепций проф. Вадим Царев; заведующий кафедрой истории русского театра Российской Академии театрального искусства проф. Борис Любимов, тончайший знаток не только театра, но и литературы, в особенности, творчества Достоевского; социолог Андрей Игнатьев, филолог-востоковед Петр Сахаров (в последнее время в его научной деятельности исследование архаического ритуала и древнеиндийских письменных памятников явно уступило место изучению и переводу христианских богослужебных текстов); лучший в России специалист по истории русского католичества Алексей Юдин. Между прочим, заслуги перед светской наукой имеют и некоторое из работающих на канале священников: так, о. Георгий Чистяков — историк античности (он и сейчас является профессором РГГУ), о. Борис Ничипоров — психолог, продолжающий заниматься психологией в новом качестве (им написана книга "Введение в христианскую психологию"), о. Александр Борисов — до рукоположения ученый-генетик, кандидат биологических наук. И конечно, есть серьезные специалисты по церковным дисциплинам: о. Иннокентий (Павлов) ведет исследования в области библейской текстологии и блестящий знаток русской церковной истории, о. Иоанн Свиридов — специалист по русской религиозной философии (в частности, творчеству П. Флоренского), о.. Георгий Чистяков изучает некоторые проблемы библеистики.
Впрочем, интересных людей на канале значительно больше, чем перечислено здесь: во многих передачах участвуют не только авторы программ, но и гости.
Весьма широк спектр тематики канала. Представляя программы, рассчитанные на разные уровни подготовленности, и затрагивая вопросы, выходящие далеко за рамки узко-церковных тем, канал, с одной стороны, выполняет важную задачу просвещения верующих и становится, по мнению слушателей, своего рода открытым христианским университетом, а с другой стороны — оказывается привлекательным для людей нецерковных и прежде не интересовавшихся религиозной проблематикой.
Конечно в первую очередь на канале многогранно освещаются христианское вероучение, культ» история Церкви и современная церковная жизнь. Немалая доля эфирного времени уделена Св. Писанию. Подробное последовательное толкование фрагментов Евангелий дается в ежедневной программе о. Иоанна Свиридова «Размышления над Евангелием». Различные темы, связанные с Библией, обсуждаются в программе игумена Иннокентия (Павлова) «Живое слово». Рассмотрению псалмов посвящена программа Д. Осборна «Епифания».
Ежедневно на канале звучат молитвы— утром, в полдень и вечером. И хотя пока еще нет прямой трансляции Божественной Литургии, тем не менее каждое воскресенье передаются ocновные песнопения православной Литургии. Воскресному евангельскому чтению, звучащему в церкви на Литургии, как правило бывает посвящена да о. Владимира Лапшина в вокресном выпуске программы "Дискуссии на тему". Для католиков по воскресеньям "Дар" транслирует Литургию Слова с проповедью, посвящёной евангельскому чтению.
Календарь Православной Церквиви освещается ежедневно в грамме "Церковный календарь», а Католической (на текущую делю) — каждый понедельника программе "Восхождение к Восьмому дню".
На канале довольно мне программ по вероучению, догматическому богословию посвящена программа иеромонаха , Иллариона (Алфеева) "Таинство веры". Для тех, кто еще знает о самих основах православной веры и церковной жизни Павел Вишневский ведет пр грамму "Свеча". Последов ный катехизис Католиче Церкви представлен радио и1 в программе о. Евгения Ге рихса "Основы веры".
Различные аспекты церкововных таинств и христианского культа в целом (с учетом различных. литургических традиций Востока и Запада) освещаются в программ "Таинство, слово и образ" Православному церковному пению посвящена программа «На клиросе" (ее ведет регент церковного хора Владимир Koвальджи). О живом современи музыкальном творчестве верующих — ""Арфа царя Давида".
Немало программ по истории Церкви и христианской духовности: "Древние свидетели веры* — об Отцах Церкви и их творениях, "Острова веры" — о духовном наследии подвижником благочестия, "Пути духовного возрождения" — о столпах христианской духовности на Востоке и на Западе, "Удел Богородицы" — о Грузинской Церуви. "Москва и Рим" — об истории католичества в Росиии или в связи с Россией.
Слушатели канала имеют же возможность услышать записи проповедей, выступлений и бесед наиболее прославленных пастырей последних десятилетий ("Наш архив", "Из наследия; Александра Меня").
Однако далеко не все программы касаются непосредственно библейской, вероучительной или церковной тематики. Многие авторы канала затрагивают христианские проблемы в контексте различных сфер культуры и жизни общества. Целый ряд программ касается художественной культуры: духовность в русской литературе освещается в программе "Новые языки", а также в программе «Литературный час». Западной литературе посвящена программа «Окно в Европу», музыке – «Песнь восхождения». "Действо и действие" — о театре, а о кино — программа "Христианство и кинематограф". Проблемам культуры и общества посвящены «Беседы о мифологии» и еженедельные программы Вадима Царева «Жар-Птица» и «Умострой».
Но и внутренняя жизнь человеческой личности не обойдена вниманием на Христианском церковно-общественном канале: проблемы психологии рассматриваются в программе о. Бориса Ничипорова "Психологический практикум''.
Важное место на канале уделяется политике и актуальным проблемам общественной жизни. Ежедневно в эфир выходит программа Ирины Иловайской "События и проблемы современности с христианской точки зрения", в которой анализируются последние события и отклики на них в средствах массовой информации. Кроме того, каждый день на канале сообщаются новости церковной и религиозной жизни.
Христианский церковно-общественный канал не ограничивается только лишь проповедью христианских истин и передачей информации. Он предлагает немало дискуссионных программ. Многие авторы зачастую сочетают просветительскую направленность своих передач с полемикой по рассматриваемым проблемам. Наиболее яркими программами такого рода являются "События и проблемы", "Дискуссии на тему" (в ней православные священники затрагивают самые разные вопросы христианского вероучения, животрепещущие проблемы современности, различные аспекты культуры и общественной мысли), "Вертоград" (программа, в которой освещаются те или иные элементы сокровищницы веры, а также обсуждаются в контексте христианства некоторые стороны жизни общества и феномены художественной культуры — церковной и светской).
Католическое радио "Дар" старается знакомить слушателей с полемикой, которая ведется внутри РимскО-Католической Церкви по различным актуальным проблемам (программа "Западный ветер" Марианны Ясемчик, представляющая обзор зарубежной католической периодики). Дискуссионно-информативной является выпускаемая радио "Дар" программа "Перекресток", в которой слушатели имеют возможность познакомиться (и, как правило, побеседовать) с интересными людьми (среди которых бывают не только католики).
Вообще участие слушателей стало уже доброй традицией Христианского церковно-обще-ственного канала. Во время выхода многих программ в прямом эфире слушатели могут позвонить в студию и задать свои вопросы, вступить в дискуссию, выступить с критикой или своими предложениями и пожеланиями. Таким образом и слушатели мало-помалу становятся "соавторами" канала, усиливая тем самым многообразие. Конечно, среди тех, кто звонит в прямой эфир, встречаются настроенные враждебно я выражающие свою критику порой в агрессивной форме
Но справедливости ради надо заметить, что доброжелательный тон большинства авторов канала за прошедшие месяцы порядком смягчил многих представителей "оппозиции".
Нападки на канал тех, кому не по душе его деятельность, принимали иногда и организованный характер. Читателям "РМ", возможно, запомнился донос на работающих на канале православных священников, подписанный групой клириков Русской Православной Церкви и направленный Патриарху Алексию II. Основной пафос доноса сводился к обвинениям в модернизме, "обновленчестве" и экуменизме (особенно же — в сотрудничестве с Католи ческой Церковью). Конфликт, однако, не обернулся "оргвыводами" и Патриарх, как уже отмечалось, благословил работу канала.
Тем не менее и впоследствии на канал продолжались нападки некоторых православных клириков и мирян, склонных к фундаментализму и ксенофобии (в частности, в коммунистической газете "Советская Россия"). Вполне понятно, что на тех, кто сводит православие к безоглядной верности традиции и к узко понятому патриотизму, канал действует как красная тряпка на быка: ведь Христианский церковно-общественный канал действительно стоит на принципах открытости — открытости одних христиан к ценностям, обретаемым у других, открытости ко всему положительному, накопленному человечеством, открытости к проблемам, беспокоящим современное общество и отдельного человека вне зависимости от того, какую веру этот человек исповедует.
Для Христианского церковно-общественного канала нет закрытых, запретных тем. Сфера его интересов, как уже отмечалось, выходит далеко за пределы чисто церковных в устоявшемся понимании этого слова. Все, что имеет место в этом мире, может представлять интерес для христианина, давать пищу для его размышлений. В мире прекрасном, который сотворил Бог. В мире падшем, который, между тем, так возлюблен Богом, что Он отдал Сына Своего ради спасения этого мира.
ПАВЕЛ СИДОРОВ
Москва