Радио «София».

Два года, с лета 1995 до весны 1997, из студии этого радио я выходил в эфир струить кефир.

Прошло много лет. По-прежнему ли Иван Свиридов толкует там евангельские слова и выражения, сообразуясь со своими озарениями?

Тогда у него выходило, что «соль земли» обозначена в священных писаниях оттого, что в древности землю удобряли поваренной солью, а «горчичное дерево» упомянуто потому, что имело большое хозяйственное значение.

Узнал ли за прошедшие годы протоиерей Иоанн,

что древние римляне Карфаген не только разрушали, но и для верности солью присыпали,

и что горчица состоит в близком родстве с травой капустой?

Интересно, сколько лет нужно православному батюшке, чтобы добраться до середины какой-нибудь книжки?

 

¨

«Русская мысль» - № 144 – 10-16 октября 1996

 

Павел Сидоров

 

О Христианском церковно-общественном канале

 

Уже больше года на средних во­лнах московского и подмосковного радиоэфира звучат передачи Хри­стианского церковно-общественного канала, преобретшего за это время немалую популярность и выделяющегося среди прочих российских СМИ

своей необычно­стью.

Канал был учрежден при Центре христианской печати и информации св. апостола Павла на факультете журналистики МГУ; президентом Центра является кандидат богословия протоиерей Иоанн Свиридов. В свою очередь, вещание стало возможным благодаря тому, что на факультете имелась учебная студия.

Основу Христианского церковно-общественного канала составили три блока: программы хри­стианского радио "Благовест", православного радио "София" и студенческой студии "Пролог ".

Радио "Благовест" существует уже 8 лет. Со времени своего соз­дания от работает под руководством Ирины Иловайской. На ра­дио "Благовест" сотрудничают православные и католики. В прежние годы программы "Благовеста" подготавливались на Западе — в Париже и Брюсселе — и выходили на коротких волнах. Теперь они записываются непосредственно в Москве.

Программы православного радио "София", первоначально работав­шего при Отделе катехизации Московской Патриархии, выходили с 1993 г. на волнах "Радио-Г. Главный редактор "Софии" — прот. Иоанн Свиридов (он же теперь главный редактор всего канала).

Программы студии "Пролог", выпускавшиеся силами студентов церковного отделения факультета журналистики МГУ с 1994 г., прежде выходили на волнах "Ра­дио-1". Главный редактор "Пролога"— преподаватель факультета журналистики МГУ Мария Лукина, церковный консультант — священник Георгий Чистяков.

Со временем к этим блокам на канале добавилось католическое радио "Дар" при Апостольской Администратуре католиков латинского обряда европейской час­ти России (гл. редактор — Петр Сахаров), а также программа радиостанции Би-Би-Си "Вос­кресение " (редакторы — священ­ник Сергий Гаккель и Фаина Янова).

Помимо этого на канале есть программы, подготавливаемые отдельными христианскими учреждениями: "Мост к истине" — программа Библейско-богословского института св. апостола Андрея, "Православная община" — программа одноименного журнала.

При всем том Христианский церковно-общественный канал является независимой радиостанцией. Как можно видеть, на канале оказались представлены как Пра­вославная, так и Римско-Католическая Церковь. Среди авторов канала есть также представители других конфессий и даже люди, просто симпатизирующие христи­анству, но не принадлежащие к какому-то конкретному вероиспо­веданию. Концепция канала с самого начала предусматривала сотрудничество представителей разных христианских конфессий (в первую очередь православных и католических) и получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

 

Программы Христианского церковно-обществснного канала начали выходить в эфир с 1 ию­ня прошлого года. Примечатель­но, что хотя канал почти нигде не рекламировался, уже в пер­вые месяцы своей работы он снискал немалую для религиоз­ного радио популярность. Когда же через полгода была объявлена встреча редакции со слушателя­ми, то на нее пришло столько народу, что большая поточная аудитория журфака МГУ, где эта встреча происходила, оказалась слишком мала, чтобы вместить всех желающих.

Чем же объяснить такой успех канала? Возможно, среди про­чих причин популярности, сле­довало бы прежде всего отметить три обстоятельства: во-первых, на волнах канала слушатели име­ют возможность встретиться со многими очень интересными людьми, и не только послушать их, но и вступить с ними живую в беседу; во-вторых, на канале освещаются и обсуждаются са­мые разнообразные темы, не обязательно имеющие непосред­ственное отношение к вероуче­нию и церковной жизни (хотя многие религиозные СМИ обыч­но только этим ограничиваются); наконец, канал отличается сво­ей открытостью и доброжела­тельностью ко всем и .стремится затрагивать проблемы актуальные в настоящее время не только для христианина, но и для любого современного человека.

Начнем с первого. На Христи­анском церковно-общественном канале действительно работают весьма яркие во многих отноше­ниях люди, отличающиеся как немалой эрудицией, так и глубо­ким пониманием духовных проб­лем, основывающемся и на лич­ном опыте, и на осмыслении ду­ховного опыта Церкви.

На канале постоянно звучат голоса журналистов, известных многим россиянам. Среди них и главный редактор "РМ" Ирина Иловайская, едва ли нуждающа­яся в специальном представле­нии для постоянных читателей еженедельника. Популярных журналистов и публицистов мо­жно услышать в программе Би-Би-Си "Воскресение".

В числе авторов канала немало священников. Многие из них хо­рошо известны в среде верую­щих. Среди православных клири­ков, работающих на канале, — в основном священники, которые служат в храмах Москвы, Подмо­сковья и близлежащих областей: протоиереи Иоанн Свиридов и Борис Ничипоров, игумены Ин­нокентий (Павлов) и Игнатий (Крекшин), иеромонах Илларион (Алфеев), иереи Александр Бо­рисов, Георгий Чистяков, Вла­димир Лапшин, Алексий Гостев, Павел Вишневский. Из католи­ческих священников на канале постоянно работает о. Евгений Гейнрихе, настоятель храма св. Екатерины в Петербурге.

Некоторые из авторов канала пользуются признанием в научном мире: литературовед и переводчик Наталья Трауберг (благо­даря ее трудам русскому читате­лю стали доступны произведения К. Льюиса и недетективный пласт творчества Г.Честертона); автор ряда смелых культурологи­ческих концепций проф. Вадим Царев; заведующий кафедрой ис­тории русского театра Россий­ской Академии театрального ис­кусства проф. Борис Любимов, тончайший знаток не только теа­тра, но и литературы, в особен­ности, творчества Достоевского; социолог Андрей Игнатьев, фи­лолог-востоковед Петр Сахаров (в последнее время в его научной деятельности исследование арха­ического ритуала и древнеиндий­ских письменных памятников яв­но уступило место изучению и переводу христианских богослу­жебных текстов); лучший в России специалист по истории русского католичества Алексей Юдин. Между прочим, заслуги перед светской наукой имеют и некоторое из работающих на ка­нале священников: так, о. Геор­гий Чистяков — историк антич­ности (он и сейчас является про­фессором РГГУ), о. Борис Ни­чипоров — психолог, продолжа­ющий заниматься психологией в новом качестве (им написана книга "Введение в христианскую психологию"), о. Александр Бо­рисов — до рукоположения уче­ный-генетик, кандидат биологи­ческих наук. И конечно, есть серьезные специалисты по цер­ковным дисциплинам: о. Инно­кентий (Павлов) ведет исследо­вания в области библейской тек­стологии и блестящий знаток русской церковной истории, о. Иоанн Свиридов — специалист по русской религиозной филосо­фии (в частности, творчеству П. Флоренского), о.. Георгий Чис­тяков изучает некоторые пробле­мы библеистики.

Впрочем, интересных людей на канале значительно больше, чем перечислено здесь: во мно­гих передачах участвуют не толь­ко авторы программ, но и гос­ти.

Весьма широк спектр тематики канала. Представляя программы, рассчитанные на разные уровни подготовленности, и затрагивая вопросы, выходящие далеко за рамки узко-церковных тем, ка­нал, с одной стороны, выпол­няет важную задачу просвещения верующих и становится, по мне­нию слушателей, своего рода от­крытым христианским универси­тетом, а с другой стороны — оказывается привлекательным для людей нецерковных и прежде не интересовавшихся религиоз­ной проблематикой.

Конечно в первую очередь на канале многогранно освещаются христианское вероучение, культ» история Церкви и современная церковная жизнь. Немалая доля эфирного времени уделена Св. Писанию. Подробное последо­вательное толкование фрагмен­тов Евангелий дается в ежедневной программе о. Иоанна Свиридова «Размышления над Евангелием». Различные темы, связанные с Библией, обсуждаются в программе игумена Иннокентия (Павлова) «Живое слово». Рассмотрению псалмов посвящена программа Д. Осборна «Епифания».

Ежедневно на канале звучат молитвы— утром, в полдень и вечером. И хотя пока еще нет прямой трансляции Божественной Литургии, тем не менее каждое воскресенье передаются ocновные песнопения православной Литургии. Воскресному евангельскому чтению, звучащему в церкви на Литургии, как правило бывает посвящена да о. Владимира Лапшина в вокресном выпуске программы "Дискуссии на тему". Для католиков по воскресеньям "Дар" транслирует Литургию Слова с проповедью, посвящёной евангельскому чтению.

Календарь Православной Церквиви освещается ежедневно в грамме "Церковный календарь», а Католической (на текущую делю) — каждый понедельника программе "Восхождение к Восьмому дню".

На канале довольно мне программ по вероучению, догматическому богословию посвящена программа иеромонаха , Иллариона (Алфеева) "Таинство веры". Для тех, кто еще знает о самих основах православной веры и церковной жизни Павел Вишневский ведет пр грамму "Свеча". Последов ный катехизис Католиче Церкви представлен радио и1 в программе о. Евгения Ге рихса "Основы веры".

Различные аспекты церкововных таинств и христианского культа в целом (с учетом различных. литургических традиций Востока и Запада) освещаются в программ "Таинство, слово и образ" Православному церковному пению посвящена программа «На клиросе" (ее ведет регент церковного хора Владимир Koвальджи). О живом современи музыкальном творчестве верующих — ""Арфа царя Давида".

Немало программ по истории Церкви и христианской духовности: "Древние свидетели веры* — об Отцах Церкви и их творе­ниях, "Острова веры" — о духовном наследии подвижником благочестия, "Пути духовного возрождения" — о столпах христианской духовности на Востоке и на Западе, "Удел Богородицы" — о Грузинской Церуви. "Москва и Рим" — об истории католичества в Росиии или в свя­зи с Россией.

Слушатели канала имеют же возможность услышать записи проповедей, выступлений и бесед наиболее прославленных пастырей последних десятилетий ("Наш архив", "Из наследия; Александра Меня").

Однако далеко не все програм­мы касаются непосредственно библейской, вероучительной или церковной тематики. Мно­гие авторы канала затрагивают христианские проблемы в кон­тексте различных сфер культуры и жизни общества. Целый ряд программ касается художествен­ной культуры: духовность в рус­ской литературе освещается в программе "Новые языки", а также в программе «Литературный час». Западной литературе посвящена программа «Окно в Европу», музыке – «Песнь восхождения». "Действо и дейст­вие" — о театре, а о кино — программа "Христианство и ки­нематограф". Проблемам культуры и общества посвящены «Беседы о мифологии» и еженедельные программы Вадима Царева «Жар-Птица» и «Умострой».

Но и внутренняя жизнь челове­ческой личности не обойдена вниманием на Христианском церковно-общественном канале: проблемы психологии рассмат­риваются в программе о. Бориса Ничипорова "Психологический практикум''.

Важное место на канале уделя­ется политике и актуальным про­блемам общественной жизни. Ежедневно в эфир выходит программа Ирины Иловайской "Со­бытия и проблемы современности с христианской точки зрения", в которой анализируются послед­ние события и отклики на них в средствах массовой информации. Кроме того, каждый день на ка­нале сообщаются новости цер­ковной и религиозной жизни.

Христианский церковно-общественный канал не ограничива­ется только лишь проповедью христианских истин и передачей информации. Он предлагает не­мало дискуссионных программ. Многие авторы зачастую сочета­ют просветительскую направлен­ность своих передач с полемикой по рассматриваемым проблемам. Наиболее яркими программами такого рода являются "События и проблемы", "Дискуссии на те­му" (в ней православные свя­щенники затрагивают самые раз­ные вопросы христианского ве­роучения, животрепещущие проблемы современности, раз­личные аспекты культуры и об­щественной мысли), "Верто­град" (программа, в которой ос­вещаются те или иные элементы сокровищницы веры, а также обсуждаются в контексте христи­анства некоторые стороны жизни общества и феномены художест­венной культуры — церковной и светской).

Католическое радио "Дар" ста­рается знакомить слушателей с полемикой, которая ведется вну­три РимскО-Католической Церк­ви по различным актуальным проблемам (программа "Запад­ный ветер" Марианны Ясемчик, представляющая обзор зарубеж­ной католической периодики). Дискуссионно-информативной является выпускаемая радио "Дар" программа "Перекресток", в которой слушатели имеют воз­можность познакомиться (и, как правило, побеседовать) с инте­ресными людьми (среди которых бывают не только католики).

Вообще участие слушателей стало уже доброй традицией Христианского церковно-обще-ственного канала. Во время вы­хода многих программ в прямом эфире слушатели могут позво­нить в студию и задать свои воп­росы, вступить в дискуссию, выступить с критикой или свои­ми предложениями и пожелания­ми. Таким образом и слушатели мало-помалу становятся "соавто­рами" канала, усиливая тем са­мым многообразие. Конечно, среди тех, кто звонит в прямой эфир, встречаются настроенные враждебно я выражающие свою критику порой в агрессивной форме

Но справедливости ради надо заметить, что доброжелательный тон большинства авторов канала за прошедшие месяцы порядком смягчил многих представителей "оппозиции".

Нападки на канал тех, кому не по душе его деятельность, принимали иногда и организо­ванный характер. Читателям "РМ", возможно, запомнился донос на работающих на канале православных священников, подписанный групой клириков Русской Православной Церкви и направленный Патриарху Алексию II. Основной пафос доноса сводился к обвинениям в модернизме, "обновленчест­ве" и экуменизме (особенно же — в сотрудничестве с Католи ческой Церковью). Конфликт, однако, не обернулся "оргвы­водами" и Патриарх, как уже отмечалось, благословил рабо­ту канала.

Тем не менее и впоследствии на канал продолжались нападки некоторых православных клири­ков и мирян, склонных к фунда­ментализму и ксенофобии (в частности, в коммунистической газете "Советская Россия"). Вполне понятно, что на тех, кто сводит православие к безогляд­ной верности традиции и к узко понятому патриотизму, канал действует как красная тряпка на быка: ведь Христианский церковно-общественный канал дейст­вительно стоит на принципах от­крытости — открытости одних христиан к ценностям, обретае­мым у других, открытости ко всему положительному, накоп­ленному человечеством, откры­тости к проблемам, беспокоя­щим современное общество и от­дельного человека вне зависимо­сти от того, какую веру этот че­ловек исповедует.

Для Христианского церковно-общественного канала нет за­крытых, запретных тем. Сфера его интересов, как уже отмеча­лось, выходит далеко за пределы чисто церковных в устоявшемся понимании этого слова. Все, что имеет место в этом мире, может представлять интерес для христианина, давать пищу для его размышлений. В мире прекрасном, который сотворил Бог. В мире падшем, который, меж­ду тем, так возлюблен Богом, что Он отдал Сына Своего ради спасения этого мира.

ПАВЕЛ СИДОРОВ

Москва

НАПИШИТЕ МНЕ

Используются технологии uCoz