УПЫРИ, ПУПЫРИ, ПОПУРРИ

Опубликовано в Независимой газете  от 27.07.2004

Оригинал: http://www.ng.ru/culture/2004-07-27/11_upyri.html

 

Автор - Вадим Юрьевич Царёв - профессор, специалист по истории

философии, культуролог.

 

    Вы их, бог знает почему, называете вампирами, но я могу вас уверить,     что настоящее русское название: упырь. Итак, не вампиры и вампирши,    а упыри и упырихи. И это не с моих слов: так писал А.К. Толстой, по    рождению граф, а по положению – князь нашей словесности. Именно что    князь Серебряный, поскольку тоже был богатырь и тоже был добр до    простодушия. 

    Но речь не о простодушном и добром графе, а о тех, кто, источая    некое сернистое простодушие, никакою добротою отнюдь не пахнут.    Зачин: сшибаются два воинства, оба довольно невкусного вида, но одно    показистее , а другое хотя посепуховее, зато пооглядчивее (на    железные кулаки особо не насыкается, а стоит, словно в засаде,    дожидается). Те, что движутся, – вроде бы силы добра, а те, которые    только шевелятся, есть темные злобные силы. Впрочем, обе стороны    друг дружки стоят и место для встречи выбирают, похоже, по согласию    обоюдному. Место, надо признать, хорошее и подходящее – узенький    мосточек. Почему не гимназическое, скажем, бревнышко? Во-первых,    потому что таков уж, видимо, наш нынешний военный гений . Во-вторых,    потому, что более удобное поприще именно для боевой ничьей подобрать    трудно.

По задумке и свершение: между противоборствующими сторонами    устанавливается плановое тысячелетнее перемирие, из которого-то и    проистекают все нынешние кассовые рекорды.    Однако присмотримся к созданным мастерами художественной     светотени силовым структурам.  Черт с ним, со злом, обратим дружественное    внимание на добро. Что     там у него в первой шеренге на левом фланге?   Очаровательная  собачонка в консервной банке. А что в сердцевине    лязгающей когорты?     Грязная растерзанная женщина на цепных растяжках.   Почему   растерзанная и в цепях? А как же?! Ведьма!

     Раз ведьма – давайте будем вершить над нею доброе дело, давайте    будем ее заушать. В 1904 году вышла книга М.А. Орлова «История    сношений человека с дьяволом», где ясно было написано, что демонов    нет, что не от самой хорошей жизни идет женщина в ведьмы и что    ведьмы тоже люди. Ровно век спустя в той же стране (или не в той?)    во все щели пропихивается фильма, которая учит, что над сосудом    скудельным, именуемым женщиной, комариным столбом вьются несчастья,    что, если ведьма не сдается, ее уничтожают, и что демоны все-таки   есть. Поздравим себя: доехалось благополучно.

     И потом, где же справедливость? Поднадзорным дамам фильмотворцы все    в строку ставят, а поднадзорным кавалерам чуть ли не все с зубов    сходит. Хотя, например, главный герой – зуб с дырой, будучи    средоточием добра, для первого знакомства со зрителем совершает    такое мерзавство, для какого по жизни и мести-то нет. Нечистосильные    бабы по большей части какие-то опасные, даже когда отвлеченно поют    или приплясывают. Соответственные мужики вышли почему-то    попригляднее, в некоторых даже подобие мятущейся души обозначено.    Тот же упырь-гармонист, хоть и проштампован сплошняком, как    бандероль, не нашедшая адресата, но какое-то дрожание во взгляде    все-таки имеет. В этой связи почему-то вспоминается один клипмейкер,    у которого фигурантки его шедевров с воодушевлением   таскали на закорках бронированных средневековых офицеров.

    Помню еще одного художника-документалиста из тех,    кто снаряжал данный ночной дозор . Сказанный художник представил на    ТВ художество о женщине, полетелой с кремлевских высот, которая    открывает художнику свою истерзанную душу , а камера в это время    показывает батарею пустых бутылок в отрущобленной квартире. 

    Конечно, все можно понять. Понятны совиный шушель, кубарик на    паучьих ножках: пока для жизни вещей хватать не будет, для кино    хватать не будет тоже. Понятен и восьмиканальный ор, от которого    кожа идет пупырями: наличие отсутствия одного покрывается изобилием    присутствия другого. Но главное объяснение – во всеобщем ороговении    чувств. Притом не только тех пяти-шести, которые порождаются    глазами, ушами и т.п., но и тех, которые улавливаются только душою.    «Ночной дозор» – детище того, что я называю ангулемским синдромом.

    Из старинного маленького городка Ангулема вышел завоеватель Парижа    Растиньяк. Бальзаковский Растиньяк начинал с милосердия («Отец    Горио»). Наши покорители столицы настроены по-другому. Они не    обязательно плохие люди, но их добрые побуждения часто как бы    закляты. Если они и ощущают ответственность, то в основном перед    собой. Ответственность – дитя свободы, а какая свобода у человека,    изначально загнанного в угол, тем более медвежий? Выйдя на столичный    простор, такие люди наверстывают упущенное. Все становится средством    достижения целей – никакого искусства для искусства. Мораль? А    ну-ка, поглядим, на что она сгодится. Все пробуется на зуб, и все    поглощается вслепую. Так степной мальчик из-за нехватки кальция    сгрызает известь с побеленной саманной стенки. Провинциальные    пассионарии выделяют много жара. Духовная пища, приготавливаемая в    этой духовке, с неизбежностью оказывается безразборным блюдом,    говоря по-французски – попурри. Что и наблюдается в рассматриваемом    случае.

     Мне скажут: «Да ладно тебе, «Ночной дозор» нигде больше, чем в    Москве, не смотрят». Все правильно: телевидение превратило    ростовы-на-дону в столичные ростовы на дому. Так тому и быть, но    история учит: когда провинция начинает управлять столицей, дело    кончается плохо.

     Впрочем, на чей вкус плохо? «О вкусах и красотах не спорят», –    говаривали средневековые схоласты. Между прочим, настоящее    чертогонство началось не в Средние века, а в эпоху Возрождения. Вот    и у нас по ящику показывают, как правильно изгонять бесов. Так,    может быть, возрождаемся помаленьку? Лично я надеюсь, что кривая    вывезет и не выдаст хромой бес. Уповаю на устойчивость мироздания, в    котором добро по обыкновению побеждает, хотя и зло, как всегда,    торжествует.

 

           

 

 

НАПИШИТЕ МНЕ

<
Используются технологии uCoz