«Русская мысль» - № 4117 – 14-20
марта 1996
«ЭЛИТЫ КРОВИ» и «ЭЛИТЫ БРОВИ»
Россия — неухоженное дитя большой континентальной (европейской)
культуры. Отрыв от этой культуры усугубляет многие болезни, но он задает и
направление возвращения, предстоящего развития. Западная цивилизация тяготеет к
межэлитному согласию (пусть не безоблачному), и в этом, а не в лидерстве
избранных групп и отдельных субкультур — секрет сохранности доброго старого
европейства
Если говорить о русскойой злите и ее исторической судьбе,
то нужно напомнить истину, с которой на словах соглашаются многие, но которая
мало кому по сердцу. История не предназначила России жизнь на выселках. Россия
— страна, принадлежащая единой континентальной (европейской) культуре. Отрыв от этой
культуры определяет многие болезни, но он и показывает путь возвращения на
столбовую дорогу жизни, причем это не какой-то особый путь, так что придется не
проторять, а догонять. Хотя валять по буеракам русскому человеку порою сподручнее, чем следовать правилам дорожного движения.
В "Поэзии и правде" Гете есть такая фраза: "Мне было пятнадцать лет — и всему миру было пятнадцать лет". Кажется, мы ощущаем нечто похожее, но в своеобразно национальном, немного дураковатом виде. Нам сейчас столько-то годков, и мы думаем, что всему миру примерно столько же, и что Россия тоже наших лет. Последнее – навряд ли. Хотя князь П.А. Вяземский писал, что жить по-русски значит каждый раз все отбрасывать и начинать с сегоднвшнего дня, такое и с каждым из нас едва ли выйдет, а уж с Россией и миром и подавно.
В разговорах об злите присутствует
некая предвзятость а в вычислении её прав и заслуг — забвение того, что человеческая
элита есть данность не только героическая и патриотическая, но, быть может,
прежде всего органическая. Однако в России элитность все же имела особую природу
и особый характер. Историческая элита, с которой связана история России (в
полном смысле слова связана), это
дворянство. Слово, кстати, не очень лестное, ведь дворянскость подразумевает
определенное состояние людей благородной крови, а именно — служение,
присутствие на чьем-то дворе (государевом, княжьем). Впрочем, представление о русской элите как об сословии на посылках слишком однобоко.
Союз людей благородной крови составлялся на Руси
века с VIII-го,
соединяя "лутчих с молодшими", "коренных с пришлы",
"варяг со черны клобуки'" не ради
подчинения венценосцу и (или) олицетворяемой им идеи, но часто (даже по преимуществу)
вопреки любой сильной руке и в поругание сверхценных идей служения, которые
нынче кажутся чуть ли не боговдохновенными.
Настоящая элита не сверх-, а
самоценна. Видеть в дворянстве слугу государей и вообще
власти ("державы") свойственно немалому числу деятелей сегодняшнего
нобилитарного ренессанса, но это «крэш-синдром». Это пройдет.
Самое древнее из отечественных сословий опять, как всегда было, оборотится от злободневности к вечности и истории, а те вновь напомнят, что, например, аристократия — верховые слои дворянства — часто противостояла государям, нижнее и среднее шляхетсво тоже не чурались ков против помазанников божьих.
Заговоры лучших людей угрожали трону поболее бунтов
подлого люда (сколько правды было в этих заговорах — вопрос историков, но
заговоры были). Мы знаем случая, когда все дворянство поднималось, чтобы
отстоять свою привилегию не служить государству.
Более того,
служение государству не было главной доблестью и для самих государей, которые
частенько поигрывали в кошки-мышки со священнейшими державными институтами,
но никогда не просто так, а в подтверждение своего помазанничества (иногда и от
противного, через игры в симеон-бекбулатовичей и прочее). Впрочем, и усадебные
бесчинства не столько опровергали, сколько были доказательством от противного высших
шляхетских ценностей – династической семьи и родовой чести.
Генеалогические древа сплетены и корнями, и кронами.
Помнящие родство дворянские иваны составляли, по сути, одну семью, поэтому
совокупное сословное благосостояние было основой состояний личных и всякий
дворянин-собственник мог жить на содержании у всего дворянства в целом, благодаря
льготным закладам, пожалованиям и прочему. Так все и шло вплоть до правления
Александра II. Со середины XIX
века началось разрушение исконной элитности. Пробил час для "элит
достижений".
Достижения, конечно, прекрасная штука. И в их успешливости есть какая-то правда в том смысле, что способный, талантливый человек не прозябает, но избирается судьбой и начальством, делается заметен остальным людям. Но есть здесь и оскорбление человеческой гордости, потому что неправы ламаркисты — приобретенные качества не обязательно закрепляются генетически. Не часто и личные способности передаются по наследству, как мы знаем.
Бахи? Что да, то да. И не только они одни, положим. И
не только у немцев - в России целые поколения дворянских родов отличались
особой духовной напористостью и физиологической хваткостью, отсюда изобилие чад
и домочадцев и умственная тороватость.
Например, Гедиминовичи — Голицыны. То же Рюриковичи – Долгоруковы или
Щербатовы. На протяжении веков в этих родах появляются незаурядные личности: государственные
деятели, воители, ученые книжники и чернокнижники, агрономы, художники и те,
кого старинная книжка именует "замечательные
чудаки и оригиналы".
Элиту крови вследствие реформ Александра II стала теснить "элита брови" (highbrow) в лице разночинцев. Светский французский все чаще заглушала деловая немецкая и английская речь. Появились и новые элитные династии, но, к сожалению, они принадлежали как к элите достижений, так и к элите вырождений (Морозовы, Рябушинские).
Биологическая непрочность, равно как и преходящесть мирской славы обусловили ненасытность и бесцельную мстительность (Ницше) selfmademan-ства. Рессантиментность - нацеленность на беспричинное повальное отмщение - претворяется в постоянные свары между «заслуженными и уважаемыми» членами общества, почему и невозможны как единение «способностных» элит, так и их устойчивое качественное существование. Измельчание интеллигенции в России – тому подтверждение.
Способные люди на все способны. Беспредельщина «элит
достижений» направлена в первую очередь внутрь, но и вовне тоже – на «лилий долин, которые не пашут,
не прядут, а носят одежды краше одежд соломоновых». Шкурные
побуждения маскируются лозунгами борьбы против вырожденчества «бывших», а также
против перерожденчества нестойких «своих и новых».
Конечно, в предреволюционной России без упадка родовитой элиты не обошлось. На некоторую часть высшего дворянства действительно пала тень распутинщины, но в целом ещу раз была подтверждена правота графа де Токвиля: благородное сословие терпит поражение не в болезни, а в начале выздоровления. Змея уязвима, когда меняет кожу. Элита крови уничтожается как гидра контрреволюции, когда она ни на какую контрреволюцию неспособна.
Однако пропускание общества через мясорубку старых проблем не решает, более того, создает проблему новую - нехватку пропускаемого материала. Где взять людей? Хороших и разных? Существует заблуждение, что общественные беды проистекают от засилья бездарностей. Распространенная утопия: расставь повсюду талантливых и деятельных, общественно сознательных — и получишь всеобщее процветание. Но, во-первых, на все места талантливых не напасешься. Во-вторых, в перелопаченной стране кто смел, тот и съел, самые худшие производят себя в самые лучшие. Героев назначает узурпаторский синедрион на основе наоборотного отбора.
Между тем обустроенному обществу героизм противопоказан,
такое общество нуждается не в затыкателях амбразур и прорех в плотинах, а в
методических повседневных делателях, равно как в самодостаточных потомственных
элитах, которые исполняют в общественной жизни роль противоперегревного стержня и стрелки
компаса. Показан и пролетариат, то есть люди, которые по исходному смыслу
слова proles сообща придают обществу органическую устойчивость.
Западная цивилизация тяготеет к межэлитному
союзничеству (пусть не безоблачному), и, в этом, а не в лидерстве отдельных
групп и субкультур — секрет сохранности доброго старого европеизма.
В процветающей Бургундии в XIII веке, писал Й. Хейзинга в «Осени Средневековья», дворянская нобилитарность смыкалась с буржуазным патрицианством. Украшением рыцарских турниров были молодые буржуа, которые своей выучкой, выправкой, приверженностью кодексу чести соответствовали самым высоким меркам рыцарства.
Когда толкуют о воровской природе первоначального
накопления, — это люмпенское самоуговаривание и обоснование своих бесчинств. На
самом деле, надежные и долговечные капиталы (свидетельствует история)
создавались деловыми отношениями, по духу и смыслу близкими благородным
рыцарским ристаниям. И у нас в стране крупнейшие состояния основывались на
купеческой честности, а не на охотнорядских штучках типа "не проведёшь —
не огребёшь".
Наполеон Бонапарт был великим человеком не только
потому, что побронзовел под солнцем Аустерлица, но и потому, что при первой возможности
восстановил в своей империи межэлитное равновесие, в частности, возвратив и
воссоздав заново дворянство. И ведь все прижилось!
Нельзя в одночасье переменить то, что наливалось
соками и исполнялось сил чуть ли не столетие. В
октябре-нрябре 1917 года власть захватила «элита достижений» (что такое
большевики-ленинцы, как не зацикленные и освирепевшие на
своих комплексухах кратофилы?). По комплексухам
и комплексная честь. Природа оказала честь большевистской элите достижений
тем, что не приняла людей в кожанках исключительно за выродков,
не совсем изблевала их из уст своих -
напротив, приняла живодёрскую когорту под сень своих строгих законов.
Так, естественный закон допустил
войну большевиков против других
достиженческих элит, то есть против духовенства и интеллигенции, от которой народные комиссары
и отпочковались (налицо эффект Тараса Бульбы, но наоборот: "Ты меня породила, я тебя и убью"). Естественному
же закону соответствовало
самоистребление большевистской верхушки
и актива. Законным продолжением беззакония стали и десятилетия
детериократии (по-русски говоря – швалевластья). Отечественная детериократия подтверждает тот факт, что Советская власть
была не обсевком во властном поле, а естественной формой демократии. Точнее, натуральным
развитием её врождённой болезнености: от демократии (подлинного народовластья с его рреволюционой законностью-беззаконием) к
охлократии ("власти низших", т.е. охлоса, народных низов), наконец, к дегенеративному детёнышу охлократии -
детериократии ("власти худших" в результате отрицательного отбора внутри охлоса).
Нынешнее российское жлобовластье - наш ответ древнегреческой детериократии.
Комиссары избрали в союзники деревенскую
комбедноту и городское трущобное отребье ("социально близких"). И тут
сказался наоборотный выбор, проистекающий, из наоборотного вкуса. Последний, в свою очередь, вырастает из зависти -—
стержневого чувства в душевном строе "людей достижений". Зависть
побуждает любить недостойных — только бы достойным поменьше досталось.
Наоборотный выбор привел к победе негодяйства. "Негодяйство" в данном случае оценка не этическая, а
культуроведческая.
"Негодяй" —
человек, занимающий социокультурную нишу, которую он по всем соображениям
общественной безопасности занимать не должен. Параноику нельзя быть отцом нации
и офицером безопасности, сексуальному маньяку — гинекологом, клептоману —
банкиром, садисту — хирургом и т.д.
Троцкий мог ломать голову, что же
в конце концов возвысило Сталина — "гениальная посредственность" или
"особый цинизм провинциала", а Сталина между тем возвысили не
посредственность и цинизм (хотя в этой биографии они делу отнюдь не мешали).
Сталиных, молотовых, маленковых и кагановичей возвысило негодяйство,
наоборотный героизм.
Потом началась хрущевская эпоха негодяйства
с человеческими тиками. А потом на почти три десятилетия вплоть до прихода
Горбачева растянулась эра номенклатурной посредственности.
С Горбачевым время приличий закончилось
и вновь подступила эпоха мерзавства. Эх, чуток бы еще пожить
под трехцветным знаменем, но под властью бесцветных, но немарких начальничков.
Но нет, не дано. Опять вперед вырываются выпестованцы деревенских подворий и
городских подворотен. Из-за складок сельской местности, из таинственных
провинциальных глубин подступает племя младое, намеренное всему свету еще раз
доказать, что деготь имеет свойство мараться. Похоже, рано еще ставить крест
на негодяйстве. Это оно опять на ком и на чем угодно
свой крест поставит.
Где же выход? Выхода нет, зато есть мечта:
что-нибудь как-нибудь само собой сделается, и прервется вязкая постепенность,
разрушится морок равенства, где одни почему-то всегда более
равны, чем другие (о, Оруэлл!).
Вырвемся из "кипящей мази" (Иов 41,23) —
счастье, тогда можно надеяться на будущее с кое-какими картами в руках. Тем
более, что карты — дворянская, игра.
Кембридж-Москва