Легенда о великом Растиньяке
Комментарии: Умострой
Искусство кино, 10/98, с. 54-56
Много званых, но мало призванных.
Что мы есть? Вопрос (назовем это так) стоит, а годы идут. Безобразное самозамыливание посредством кликухи «россияне» показывает, что сегодня мы есть нечто промежуточное между росой и северным сиянием. И просачиваясь из жидкого (вялотекучего) состояния, возгоняемся в состояние эфирное (вялолетучее). Плохо это или нет окутано пеленой неизвестности, каковая пелена называется довольно красиво, она называется Смутное Время.
Логика нашептывает: времена потрясений должны создавать беспорядок и выбивать у народного населения почву из-под ног. Но, во-первых, шептаться нехорошо, а, во-вторых, логика заблуждается. На самом деле, смуты возвращают людей к их самым прочным опорам, восстанавливая порядок и власть более древние, более строгие, чем порядок государственный и власть политическая.
Томас Гоббс докладывал, что государственные законы вытесняют законы естественные. В смутное — по-настоящему смутное — время держава слабеет, а человек усиливается. Послушно-посредственные, в разогрев и раскрутку которых искрит и вертится динамо-машина власти, несколько скукоживаются. Расправляются те, на кого делает ставку само естество, то есть существа от природы недюжинные и нерядовые. Если ничего такого не происходит, то никакого смутного времени на самом деле нет, а есть, как в нашем частном случае, только песни восточных славян по мотивам былых и возможных смут.
Принято думать, что ломка устоев благоприятна для самозванства. Обществу выходит боком его обычная крыша, и из-под нее выпархивают в белый свет, подобно стальнокрылым воробышкам с огненными сердечками и слюдяными глазками, всевозможные новые люди. Представителей этого воздушного планктона в старину именовали новиками. В России наступил очередной сезон перелета свежеоперенных новиков. Интересно наблюдать за означенными пернаты ми. Одни летят, словно бы на крыльях известной восточнославянской песни, в дальние оффшорные страны. Другие отнюдь не хотят улетать, они будут порхать и алчно чирикать над нами, пока не падет последняя лошадь в стране. (Вспомним классика: «Прошла лошадь, воробьи устремились за нею, воспламененные надеждой».)
Новики новикам рознь. На иных косятся как на самозванных выскочек, а они востребованы временем, и их перешагивание через что-то или кого-то заключает в себе не только сиюминутную личную корысть, но и общее благо sub specie aetemitatis. Другие входят в случай не благодаря своим талантам, а благо даря своей бесталанности. Точнее, благодаря энергии задрыгов и комплексух, бездарностью порождаемых. Вот эти-то энергичные ребята и есть подлинные самозванцы.
Парадокс состоит в том, что настоящие смуты, проверяя людей напрочность, выдвигают вперед и наверх так называемых самозванцев, настоящие же узурпаторы и самозванцы — это продукт спокойных эпох.
У противостояния мнимого и истинного самозванства подоплека не классовая и не кассовая, но генетическая — это продолжение вечной российской борьбы между людьми достижений и людьми положений. Первым приток свежих струй нужен, как огню кислород. Они первопроходцы. Вторые живут затхлостью и насиженностью. Все свое (и не свое) они несут из последних сил,поэтому новизну они ненавидят, как может ненавидеть донельзя перегруженный верблюд еще одну соломинку вдобавок к невыносимой поклаже.
Это неуместные люди, и то, чем они владеют, принадлежит им не по праву. Смысл их существования — в несправедливости, для них чем больше несправедливости, тем лучше, тем правильнее жизнь.Неуместные люди чужды делу, к которому приписаны или примазаны, и мстят ему за это презрением ко всякой ремесленной состоятельности, ко всяко му мастерству. Нет, они не сальерианцы. Исторический, а не легендарный Антонио Сальери знал цену гениальности, иначе бы не воспитал трех гениев — Бетховена, Шуберта и Листа. Для узурпаторов гениальность — это миф, а талант — это дерьмо. Беда в том, что жизненная энергия узурпации, видимо, сильнее энергии таланта.
Государство с его профессиональными стандартами,
дипломами, тарифными сетками, номенклатурными перечнями и штатными расписаниями
стоит на тороне узурпаторов. Что вовлекает людей в профессии? Совсем нередко
возможность безнаказанно предъявить миру личные пороки. Или заявить права на
то, что тебе от природы не дано. Или мстить.
Допустим, есть у человека врожденное желание
поистязать что-нибудь живое, и он становится вивисектором. Разумеется, исходя
из высших шевелений. Однако терзать собачек, перерезая им голосовые связки
(чтобы не шумели), — это такое занятие, которое нужно любить само по себе, вне
погружения в науч ные подвиги. Помню выражение лица
руководящей дамы, под началом которой
извели бесчисленными операциями героическую космическую обезьянку...
Космонавта Мультика у Кремлевской так и не похоронили.
Широко и разнообразно публикуемые ныне новости дна тоже дают пищу для раздумий. Почему кто-то идет работать в милицию, добровольно окунаясь в неизбывную людскую грязь? Ради пропитания? Наверное. По стечению об стоятельств? Бывает. Но бывает, что и по чувственному влечению: зачиститель ная работа увлекает, когда потворствует законспирированным симпатиям ее ис полнителей. Где еще будет так хорошо лгуну и авантюристу, как на государственной шпионской службе? И разве не в детских приютах обретает настоящий смысл профессиональная жизнь растлителей и садистов?
Еще Цицерон говорил, что привычки меняют
человеческую натуру. Это верно, но верно и то, что человеческая натура ни в чем
так не сказывается, как в неизменности привычек. Изверженные
из органов мальчиши-крепыши становятся не продавцами мороженого, а
отмороженными убийцами — такая уж
привычка, извините. Привычка или все-таки натура?
Профессия может быть оплотом негодяйства,
и она же способна уводить человека в пространство, непростреливаемое
подлинностью. Сколько пугалообразных личностей делают моду и мельтешат вокруг
нее? Куда, как не в словесное изящество, влекутся графоманы? Какое еще ремесло
питает столько зубо-
дробительных дураков, сколько их кормится, например, в философии? А какие тонкие различия проводят знатоки возвышенного и
прекрасного, неспособные отличить красный цвет от зеленого!
Профессия — это средство переключенного мщения.
Некто большую часть жизни был парией среди тех, кто помоечничает на задворках
чужих мыслей, но вот он входит в некоторую силу и, вместо того чтобы оберегать
других от академического дедовства, сам норовит урыть каждого, кто изучал его
хлебоносный
предмет (апеннинскую, допустим, культуру) не по итальянско-суржиковскому
разговорнику.
Знамя, вымя, семя и стремя самозванства —
политическая власть. Полити ка — садок вообще всех
пороков. Политик с чиновником покровительствуют узурпаторству и потому, что они
сами — его порождение. Люди, которые добиваются общественного признания,
опираясь на признание бюрократическое, льнут к государству, как к теплой печке.
Конечно, государственность — это
только одна из сил, которые создают и лелеют самозванческие задрыги.
Еще одно силовое подкрепление самозванства — мощный инстинкт уравнительности. В
умострой европейцев за несколько столетий
внедрился ценностный расклад, в свете которого мусорное честолюбие поддержано
утопией
предварительного равенства. В мареве этой утопии присутствует иллюзия воспитуемости
таланта, из которой вырастают государственная индустрия педагогики и
образования, государственная кадровая политика.
Иногда текстиль подвергают специальной обработке, и тогда он словно бы изменяет свою природу. Грубый хлопок, выдержанный в щелочной среде, становится блестящим и мягким, как шелк. Доказательство, что у нас никакая не смута, а, наоборот, царит давно устаканенный порядок, в том, что нынешние обновленцы — и каты, и плутократы — сшиты из старой сермяги. Они полощутся и переливаются от свежих поветрий, но исходный лоск им придали все те же номенклатурные щелока.
Обидно за классику, когда выщелоченную молодежь сравнивают с Растиньяком. Эжен де Растиньяк был полнокровным персонажем двух десятков ярких романов. Понурых отечественных осликов И.о. едва хватает на одну маленькую и обычно недосказываемую до конца плутовскую сказочку. Провинциал из окраинного Ангулема, Растиньяк пришел побеждать столицу. Хороший завоеватель любит завоевываемое. У них роман, как у Растиньяка с Парижем. Российские провинциальные честолюбцы ненавидят Москву и легко дышат только в земляческих тусовках.
Бальзаковский герой начинал с помощи несчастному
старику, отцу Горио. Здешние растиньяки только дорвутся до
власти, первым делом наезжают именно на стариков, равно как и на прочих
обездоленных и слабых. Один из ельцинских бледных
новиков и бедных Йориков — С.К. Дубинин — увенчал свой рас-
тиньякизм, свою начальственную карьеру в Центробанке России тем, что, получая в
числе прочих бенефиции 1 258 113518 руб. 45 коп. годовых только по основному
месту выплат, очередной финансовой махинацией в три раза сократил единственный
доход каждого государственного нищего в стране.
Эжен де Растиньяк достигал желанных целей, не
теряя достоинства и помня о дворянской чести. Он не пресмыкался, не валял
дурака, не переплескивал ся фруктовыми соками.
Российские карьеристы — это дворня по крови, поэтому всегда прогибаются и ищут
славы в амплуа «кушать подано». Источники их
благополучия — кража и милостыня. Это домодельные розенкранцы и гильденстерны:
их кладут за щеку, чтобы пропитались соками, а потом высасывают и выплевывают.
Предвидеть такое развитие сюжета они не могут хотя бы потому, что Шекспир им
без надобности, они больше по части восточных единоборств.
У нас классический растиньякизм не прививается
не только в чиновничь ей, но и в деловой среде. Какими
молодцами до недавних перемен были «новые русские»! Все было при них — не
подступишься. Но вот их слили, и они бес шумно легли, как аквариумные рыбки, на
обнаженное дно. Казалось, что это
яппи, а оказалось, что это гуппи.
Нет сегодня в России Смутного Времени, есть
закат Старого Режима, конец его последней belle epoque. Что дальше, неизвестно. Надеюсь, что не молчание, хотя
исконная общенародная привычка постоянно болтать, чтобы не проговориться, и
всюду торчать, чтобы не засветиться, тоже не подарок человечеству.
Но не надо судить о стране по тем, кто в ней всегда на слуху
и на виду. Прушные граждане заслоняют тех, на ком все держится, не
только заслоняют, но и застят им свет. Однако всё, тем не менее, держится, а
это значит, что держатся и люди, составляющие настоящую соль этой земли.
Держатся те, которые сами не часто пируют, но которые постоянно всех кормят.
Впрочем, и среди званных на пир присутствуют призванные. Не во множестве, но присутствуют. Поэтому можно не бояться самозванства: все бессильно перед подлинностью.