ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
Специализированный совет (К.053.05.82)
по философским наукам
На правах рукописи
УДК I МИ
ЦАРЕВ Вадим Юрьевич
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ
ОСНОВАНИЯ
"МАКЛЮЭНИЗМА"
Специальности 09.00.01 –
диалектический и исторический материализм
и 09.00.03 –
история философии
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Москва - 1989
I.. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Сегодня перестройка идет не
только в советском обществе, перемены охватили весь мир. Это действительно
вызов времени, и на него в политике, экономике, науках, в художественной культуре
откликается новое мышление, которое "требует живого общения не только с
единомышленниками, но и с людьми, представляющими другие взгляды, отличающиеся
от наших и философски, и политически"I)
Слитность планетарных
интересов побуждает к конструктивности, открывает общечеловеческое там, где
оно было скрыто "образом врага", устанавливает ракурсы для трезвого,
цивилизованного соотнесения ценностей. По-новому освещая стержневые свойства
социалистической самобытности, новое мышление взывает к преображенной
идейности, тем более твердой в основаниях, чем больше гибкости явлено в ее
обоснованиях.
Обновляется социальный заказ
советским обществоведам, в том числе и тем, кто изучает общество буржуазное.
Осваивать такой материал, который благоприятствует соединению накопленного
опыта с новыми поисковыми приоритетами,- в решение этой общей задачи призвана
внести свой частный вклад и представляемая работа.
Актуальность исследования.
То, что в Оксфордском словаре английского языка названо «маклюэнизмом», громко
заявило о себе четверть века назад. Почти десятилетие нет в живых человека,
давшего этому явлению свое имя,- канадского англоязычного философа, социолога,
литературоведа Маршалла Херберта Маклюэна (I9II-I980). Но вот время, меняя
перспективу и переставляя акценты, возвращает интерес к маклюэнизму, в котором
идеи М.Маклюэна слиты с их своеобразным путем в культуру и особой судьбою в
ней. Одна из причин такого возвращения очевидна: Маклюэн не боялся
пророчествовать (подтверждая при этом известную мысль, что предсказывать можно
ае только будущее, но и прошлое, а при достаточной смелости даже настоящее), и
некоторые его прорицания оказались на удивление злободневными именно сегодня,
благодаря чему Маклюэн из загадочного и тем самым внушавшего опасения
"электронного гуру" все больше превращается в надежного и
I) Горбачев М.С. Перестройка
и новое мышление для нашей страны
и для всего мира.- Ж.:
Политиздат, 1987.- с.156
-1
авторитетного «электронного
Нострадамуса».
Возобладание
зрительско-слушательского масскульта над читательским и связанная с этим
«новая неграмотность», инфантилизация взрослой культуры, преображенность,
"экранизированность" воспитания и образования, ретроявления,
парадоксально вызываемые новейшими формами коммуникации, сдвиги в общественном
сознании и образе жизни под воздействием гибкого малосерийного производства, выпадение
командно-административных рычагов из механизма социального управления,- все
это в современной жизни западного общества (и некоторых развивающихся стран)
так приближено к маклюэновским предсказаниям, что становится понятно, почему
огромная "маклюэниана" после нескольких лет затишья опять быстро
пополняется.
Маклюэнизм вновь на виду, и
его отображение на одном идеологическом фланге мирового гуманитарного
сообщества встречает естественный отклик на другом, традиция отношения к
Маклюэну, сложившаяся в советской литературе, получает продолжение. Как у
всякое традиции, у нее есть сильные и не очень сильные стороны - временное
расстояние и побуждает, и помогает пристальнее в них всмотреться.
Мы видим, что буржуазная
цивилизация еще не изжила способности к росту, и то, чем она для этого
располагает, не обязательно бесполезно для саморазвития общества
социалистического, поэтому правомерен вопрос, главным образом и определяющий
остроту избранной темы: какой конструктивный урок заключен в маклюэнизме, какую
подсказку, какое предостережение мы обнаруживаем в нем для себя?
Разработанность
проблематики диссертации. Наследие М.
Маклюэна не обойдено вниманием советских исследователей. О нем писали
Э.Араб-Оглы, В.Аверьяяов, Р.Борецкий, А.Волков, Н.Василенко, Г.Григорян,
П.Гуревич, Ю.Давыдов, Ю.Каграманов, Е.Карцева, А.Ковалев, Н.Козлова,
Р.Копылова, В.Коробейников, И.Кравченко, А.Кукаркин, В.Лындин, С.Майзельс,
А.Мидлер, С. Можнягун, В.Скиба, В.Терин,
М.Туровская, 0.Феофанов, Б.Фирсов и др. Первые упоминания о Маклюэне в
отечественной печати относятся к концу 60-х -началу 70—х годов, а самые свежие
находим в публикациях 1988 года, в этом промежутке разные оттенки маклюэнизма
рассматривались и диссертационно, и в отдельных статьях, были затронуты в монографиях
по буржуазной культуре. В 1977-78 годах ИНИОН АН СССР выпустил двухчастный
сборник, посвященный Маклюэну и его критикам.
-2
В результате массированного
изучения сложился довольно емкий образ явления, определился его культурный масштаб,
прояснились общественная природа и идеологическая задействованность, вместе с
тем, с массированяостью связана и некая привычка оценки, в устойчивую тень
которой попали немаловажные особенности маклюэновского феномена.
Во-первых, закрепилось обыкновение говорить о
Маклюэне по преимуществу в связи с массовыми коммуникациями и массовой культурой.
Такой подход идет от первых зарубежных статей и компендиумов на маклюэнозскую
тему, истоки этой темы находятся однако в изначально далеких от проблем телеэкрана
и художественного ширпотреба областях литературной критики и искусствознания,
но как раз с этой стороны все еще нуждаются в более пристальном рассмотрении.
Отсюда, во-вторых, не удовлетворена
потребность предметного истолкования того, что прежде всего привнесено в
маклюэнизм из элитной эстетической практики и что придало "лица необщее
выражение" маклюэновским суждениям,- особой манеры речения, своеобразного
стиля текстосложения.
В-третьих, поскольку стиль это человек,
следует приглядеться как к авторской позиции, обрамленной таким стилем, так и
к личности автора, укрытой авторской позицией: откуда здесь игра скрытого и
показного, жажда маскировки, влечение к загадке, которые возбуждают в
пристальном читателе азарт разоблачений и одновременно требуют от него
осмотрительности? В какой-то мере справедливо относить к условиям-побудителям
подобного "письма" (по Р.Барту) реновационные процессы (Ю.Давыдов),
идеологический заказ (П.Гуревич), тенденцию мифотворчества (В.Терин), запросы
масскульта (Г.Григорян, Н.Козлова и др.), но было бы опрометчиво находить у
Маклюэна все те симптомы, которые им же самим и описаны, нельзя принять без
оговорок и стойкие представления о нем как об апологете технократизма,
оптимистическом пророке, католическом адепте.
Вот почему, в-четвертых, есть нужда,
отраженная последними публикациями (в частности, В.Терина), внимание, уделенное
известным книгам Маклюэна, уравновесить вниманием к его многочисленным
статьям: они содержат ключи ко многим загадкам, с их помощью можно поправить
некоторые важные неточности, проследить изменчивость, а также и устойчивость
маклюэновских взглядов.
-3
Цель работы - испытав привычные, примелькавшиеся черты маклюэнизма
тем, что называют «остранением»,
обновить видение этого культур-феномена,поддержать возвращащийся к нему
интерес, доизвлечь из него долю той поучительности, которая остается
невостребованной.
Задачи работы:
- сосредоточение на
непроясненных оттенках маклюэниама;
- реконструкция
олицетворяемой М. Маклюэном схемы
мышления, привязка ее деталей к подлинным источникам их происхождения,
- выявление механизма
социализации элитной культуры;
- уточнение типологических
оценок.
Теоретическая и
методологическая основа исследования.
Общесоциологическая концепция работы сложилась вокруг идеи К.Маркса о
превращенных формах общественного сознания (о «товарном фетишизме» в том
числе). Ключом к пониманию антропологической стороны маклюэнизма послужили
известные по «Экономическо-философским рукописям
Основой сопоставления
маклюэнизма с массовой в элитной субкультурами стала ленинская схема
объяснения политизации идеетворчества.
Подход к изучению текстов
задан советской литературоведческой традицией, воспринятой по таким образцам,
как работы «формальной школы» (прежде всего, раннего В.Б. Шкловского) с одной
стороны, а с другой - классические труды М.М. Бахтина. Справедливо отметить
воздействие Тартусских «Трудов по знаковым системам".
Для понимания буржуазного духовного
производства решающее значение имела статья М.К.Мамардашзили, Э.Ю.Соловьева,
В.С.Швырева (Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной
философии // Философия в современном мире. Философия в наука.-М.: Наука, 1972),
без нее умственный настрой маклюэнизма остался бы непроясненным. Стремление
приблизиться к уровню этой статьи более всего повлияло на поисковый тонус
диссертации.
Работы С.С. Аверинцева, П.П.
Гайденко, Л.Н. Гумилева, Ю.Н. Давыдова, Б.Г. Кузнецова, Ю.М. Лотмана, З.Г.
Минц, А.В. Михайлова были и источником, и благим примером, многое подсказывая,
помогая в сомнениях.
Манера изложения родилась в
перекличке со стилистическими поисками А.В.Гулыги, Э.С. Соловьева, Л.Н.
Гумилева, К.А. Свасьяна.
Судьбу предлагаемой работы
нельзя отделить от перемен
-4
последних лет, ввиду ее
очевидной близости духу нового мышления, принципы которого, первоначально
воплотившись в заявлениях М.С.Горбачева, его книге, в статьях и выступлениях А.Н.Яковлева,
Э.А.Шеварднадзе» затем были поддержаны XIX партконференцией, отразились в
дальнейших политических решениях и продолжают переделку нашей жизни.
Конкретные результаты
исследования и их научная новизна.
1. Явление маклюэнизма рассмотрено не механически, а органически,
представлено в виде противоречивой целостности несводимых друг к другу
проявлений: личных взглядов М.Х.Маклюэна и декларированной им позиции, отклика
со стороны носителей обыденного сознания и реакции носителей сознания теоретического.
Органическое объяснение позволило указать не только внешнюю форму отношений
между порою контрастными оттенками изучаемого явления, но и их внутренние,
скрытые связи.
Новизною обладают выводы о
принципиальной нетождественности убеждений Маклюэна и его высказываний, о
действии в современной культуре сильных побудителей не к обнажению, а к
укрытию мысли и о влечении общественного сознания к зашифрованным формам
выражения идей.
2. Реконструировано устройство мышления Маклюэна, его способ мыслить.
Очерчена социально-культурная страта, которая воспитывает такой склад ума.
Указаны прямые и опосредованные прообразы маклюэновского образа мысли:
необарокко на уровне общей стилистики, "аттичность" (Д.Донн) на
уровне отдельного высказывания
и пикареск на уровне текстового синтеза.
Новизну имеют приводимые
подтверждения смыслообразующего действия литературной формы, развернутая
постановка проблемы стилистики и поэтики философствования.
3. Пересмотрены и дополнены сложившиеся типологические оценки
маклюэнизма и сопутствующих ему культурных явлений. Показано, что философия
М.Маклюэна только внешне соотносима с поп- и контркультурами, что несправедливы
подозрения на "философский популизм" Маклюэна, на его мессианизм и
утопичность.
Новы и причисление социологии
Маклюэна к традиции исторического скептизма с характерной для него
устремленностью к антиутопии и определение лоялистической мировоззренческой
направленности маклюэнизма через типологическую пару радикализм - лоялизм
(первое означает установку на насильственное упрощение, второе - доверие
сложному).
-5
4. Предлагается самостоятельная модель сопоставления различных форы
элитной культуры, в соответствии с чем разделяются элитностъ и элитарность, при
этом маклюэнизм сближается с первым, а антагонистический ему научный
"академизм" - со вторым. Выяснена на материале разных областей
культуры большая привязка к подлинно элитной культуре "профанной"
культуры интеллигентной части среднего класса по сравнению с
"экспертной" культурой проникнутых сциентистской ограниченностью
представителей нормальной науки.
Новизну содержит вывод о
культурной и социальной необходимости элиты и о ее партнерстве со средним
классом, который служит защитой элитности в ее противостоянии с элитарностью.
5. Обновлен научный аппарат исследования, введены понятия
"новативность " (так обозначается способность вырабатывать, усваивать
и нести в себе новый культурный материал), "гипокритика"
(подразумевается намеренно превратное самовыражение), «лоялизм» и термин
"культур-метафора" («культур-метафора» это многократно повторяемое
остраняющее определение через ключевой образ, например,_Маклюэн называет
"зеркалом заднего обзора" текущие события, которые открывают
незамеченные или непонятные события прошлого).
Практическая значимость
работы. Материал диссертации будет
полезен в исследованиях по диалектическому и историческому материализму, в
историко-философских разработках, при изучении современной западной социальной
философии, при культурологическом анализе. Содержание работы способно помочь
составителям учебных пособий и лекционных курсов по философии, по истории и
теории мировой культуры. Многое в тексте применимо в пропагандистской . и
политико-просветительской деятельности.
Апробация основных
результатов получена:
- на заседаниях кафедры
философии МАДИ в феврале
- в спецкурсе по истории
культуры, прочитанном слушателям ИПС при МГУ им. М.В.Ломоносова весной
- в программе курса и лекциях
по истории и теории мировой культуры в Московском автомобильно-:дорожном
институте;
- в методических публикациях
диссертанта, в проводимых им
-6
- в докладах на ежегодных
научно-методических и научно-исследовательских конференциях МАДИ;
- в выступлениях на страницах
многотиражной газеты МАДИ "За автомобильно-дорожные кадры".
Структура работы. Текст диссертации состоит из введения, трех глав,
заключения и списка литературы.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении дана общая характеристика диссертации. Обосновывается
актуальность и оценена степень изученности ее тематики, определены цель и
задачи исследования, очерчены его теоретико-мегодолсгическая основа, научная
новизна и практическая значимость, сообщается об апробации результатов работы.
В первой главе, "Маклюэнизм как проблема критики", самой короткой
и лишенной рубрикации, обсуждается, насколько нужна и как возможна взвешенная
оценка маклюэновского наследия.
Бродильным началом
маклюэнизма оказались так называемые "пробы" М.Х.Маклюэна,
непривычные для широкого читателя и, тем не менее, выбранные им - как средство
самовыражения - из многого другого. Какие вкусы определили это предпочтение?
Как выработались эти вкусы? Что отвечало им в маклюэновских текстах?
Гуманитарный текст
обществоведческого направления всегда имеет идеологический и манипуляционый
эффект, прямо связанный со степенью внедрения этого текста в общественное
сознание. С этой точки зрения, в современном типографическом безбрежьи книги,
принимаемые толпами непосвященных, социально не менее весомы, чем те, что
поняты кучкою посвященных. Маклюэн научился обращаться к ценителям через
головы профанов, но в обязательном присутствии невежд при разговоре со
знатоками. В таком самовыражении, как бы рикошетящем от публичного простодушия,
и заключены истоки гипо-критического мыслевыражения Маклюэна, его литературного
"лукавства", у которого немало провозвестий в европейской словесности
- от Вольтера до О.Хаксли. Эссе Маклюэна не требуют посредничества знатоков.
По отношению к маклюэнизму можно сказать, что именно
"поверхностность" дилетантов вызвала "глубокие оценки "экспертов".
Маклюэн называл такое эндохтонной
-7
причинностью.
Исследуя привлекательность
литературных качеств маклюэнизма для массовой публики, сталкиваешься с тем,
что М.М. Бахтиным названо "общей эстетикой" культуры, которая
проявляется в единой поэтике, сближающей все виды современного словотворчества.
И в философской литературе, как в художественной прозе, отвергается
"повествовательностъ", поднят бунт против коренной заповеди положительной
науки: выражаться обесцвеченным и спрямленным языком. Стремление высказаться
через литературное средство потеснено желанием выказать литературное средство
через едва ли не любое подходящее высказывание. "Средство есть
сообщение",- говорил М. Маклюэн, главные писательские приемы которого -
остранение (подача привычного в неожиданном ракурсе) и имитация (в музыкальном
смысле - как повторение в различном материале одной и той же темы).
Литературная форма искажает
содержание маклюэнизма, но искажает как гримаса, которая способна передать
состояние лучше, чем спокойная соразмерность черт. Важно понять, почему эти искажения
массовое сознание тиражирует единообразно и одновременно, стать же
одновременно и единообразно переискажая их. Масштабы этого явления, занятое им
место в культуре, его общественное влияние говорят об мощных глубинных
подвижках духовного производства, которыми оно порождено. Вот почему понять
маклюэнизм значит близко подойти к общим тайнам современной буржуазной
культуры.
Меж тем, судьба маклюэнизма
во многом предопределена личной судьбой знаменитого канадца. По мысли О.
Шпенглера, стиль задает человеку его судьбу, однако и судьба пестует стиль.
Писательский стиль Маклюэна отразил многие обстоятельства его жизни: и
шотландско-ирландское происхождение, и
увлечение в студенческие годы историей техники, и блестящее
филологическое образование вплоть до аспирантуры в старейшем
Тринити-Холл-колледже Кембриджа, и штудирование барочной литературы (Т.Нэш) в
параллель с необарочной прозой (Д.Мередит), и переход из протестанства в католичество,
и долголетнее пребывание в сильном своей неотомистской медиевистикой колледже
Св..Михаила Торонтского университета, и редактирование элитарного журнала
"Иксплорейшн мэгэзин", и сравнительно поздний дебют первой книги
(«Механическая невеста»,
-8
Манлюэн написал свыше 150
статей и два десятка книг. Статьи были наиболее регулярной формой его
публикаций вплоть до предпоследнего года жизни. Именно в последних статьях
достроено то, что можно с осторожностью назвать философской системой.
«Эффект Маклюэна» основан на
тождестве или созвучности его творческих черт с социально-культурными
качествами ангажировавшего его общества. Зто ангажирование часто было
непрямым, "превращенным", почему и нельзя судить о нем только по
внешним и разрозненным высказываниям, но необходимо найти единую структурную
основу, в которой сливаются и маклюэновская текстовая манера, и стиль
современной западной культуры, где маклюэнизм открывается на фоне
социально-политической действительности.
Вторая глава диссертации,
"Маклюэнизм между полюсов общественного сознания", разделена
на два параграфа. Ее сквозная проблема - отношения между тем, что принято
считать противоположностями, между обыденным и научным сознанием. Силовое поле
вокруг этих полярностей как бы намагничивает маклюэнизм, однако он избирает
направление в сторону от той и от другой.
Параграф первый, "Социальный и социально-психологический
горизонты маклюэнизма", трактует взаимоотношения маклюэнизма с его политическим,
идеологическим и социально-экономическим фоном, преломленным обыденным
сознанием.
Общественное брожение вокруг
идей М.Маклюэна заключает в себе поздние отголоски того, что М.Вебером было
названо духом капитализма. Мировоззренческая основа маклюэновского социального
проекта возникла на пересечении "протестантской этики" и ревизованной
социологической доктрины католицизма.
Фетишизация общественного уклада, заключенная в этих двух источниках, наложившись
на фетишизированные формы обыденного и теоретического сознания, в конечном
счете и определила образ,или "имидж", маклюэнизма.
Социальные предположения
М.Маклюэна перекликаются с поставленными М.Вебером проблемами, тем более, что
некоторые из них отвечают обстоятельствам жизни самого Маклюэна. Перейдя из
протестантства в католичество, своею индивидуальной судьбою связав два
религиозных начала, М.Маклюэн словно в ответ на веберовские противопоставления
строит особую картину мира, социализированный космос, где на огромном
пространстве единой "всемирной деревни" наоборотно воссоздается
-9
средневековый католический
мир, исподволь вступающий в насыщенное
событиями "протестантское" время. Пониманию феномена маклюэнизма
способствует и известное веберовское рассуждение о превратностях капитализма,
которые вырабатывают в человеке превратный строй дуии. Психологику, построенную
на перверзивных реакциях, Маклюэн учитывал и даже рассчитывал на нее, находя,
что она отражает парадоксы общественного развития, которое именно своими
парадоксами защищает "малых сих". Одна из самых гипокритичных
маклюэнозских книг "Война и мир во всемирной деревне" (выражение
"всемирная деревня" с легкой руки
Маклюэна вошло в повсеместный
обиход) обещает наступление "нового палеолита", куда легче других
войдут те, кто более других обделены благами нынешней цивилизации: люди
дописьменных культур, аграрных стран, расовые меньшинства. Б отличие от Нагорной
проповеди, "нищим духом"
посулено царство земное, а не небесное.
Но Маклюэну не хватает христовой
кротости, в его описании «прошлобудущего» проглядывает раздражение, чувствуется
недоброжелательная зоркость к малопривлекательным подробностям грядущей жизни,
вроде массовой тяги к самордурманиванию или китчевой деградации искусства. Не
хуля и не поучая людей, которых история выдвигает, по его мнению, на
авансцену, Маклюэн уходит от элитарного мессианизма, оставаясь убежденным, хотя
и не афиширующим себя злитистом (диссертант под элитарностью, элитаризмом
понимает стремление к групповому обособлению на основе ложного или
искусственного превосходства, а под злитностъю и элитизмом – соответственно
принадлежность к группам предельных культурных достижений и позицию в их
поддержку). Маклюзнизм не осуждает неэлитного человека, однако и ничего ему не
прощает, солью же земли представлен им художник, по-детски непосредственный,
стоически непредвзятый открыватель новых путей.
При близком рассмотрении
пресловутая маклюэновская "утопичность" печальнымм профетизмом
напоминает об 0.Шпенглере и оборачивается антиутопией, сравнимой по горечи с
хакслиевской в "Смелом новом мире". Оглядчивого отношения социология
Маклюэна требует еще и потому, что некоторые из обрисованных ею с инфернальным
благодушием черт западного образа жизни сохранились ныне только на Востоке. В
"Механической невесте" подмечено характерное для обыденного сознания
50-х годов почти эротическое отношение к автомобилю. Привлекательность, как
-10
известно, находится в
обратном отношении с доступностью, поэтому понятно, где в конце годов 80-х
общественные условия больше благоприятствуют любви к "механическим
невестам".
Второй параграф,
"Переходя пределы научности. Теоретический горизонт маклюэнизма",
посвящен идейным истокам взглядов Маклюэна. Общие закономерности идеетворчества
поданы в двух ракурсах: через противостояние радикализма и лоялизма и в связи с
кризисом сциентизма. В разделе сведены вместе проблемы, которые отечественная
научная традиция закрепляет отдельно за историей философии и за диалектическим
материализмом.
Классиком идейного
радикализма предстает Платон, в таком смысле радикализм это еще одна
"линия Платона". Радикализм решительно противостоит усложнению
культуры, устремляясь либо к "естественной" простоте прошлого, либо к
управляемому, искусственно организованному будущему. Во всех случаях он
проникнут явственным тоталитаристким настроем и выдвигает в противовес
новативности ритуальность.
Радикалистское сознание
противоречиво, в конечном счете оно содействует усилению всего, с чем борется.
Присутствуя в разных проявлениях культуры, радикализм с особой силой заявляет о
себе социальным доктринерством, которым и отличается от своей
противоположности, лоялизма.
Лоялизм открыт к подвижкам
культуры, пронизан влечением к новизне, доверчив к изменениям, если они постепенны
и "естественны". Революции, насильственные нарушения хода событий,
воспринимаются лоялистским мышлением как "фурии исчезновения"
(Гегель). Пока нет насилия над установленным порядком – «что ни делается, все к
лучшему в этом лучшем из миров» ("вольтери-зованный" Лейбниц), отсюда
большая озабоченность средствами, чем целями: для лоялизма воистину
"движение все, а конечная цель ничто".
В пределах лоялистической
схематики общество видится как самоуправляющийся и не подлежащий руководству
организм, который не выносит перекройки и любой другой социальной хирургии.
Управление организмом культуры лоялистическому сознанию кажется возможным
только по границе целостности, вторжение внешней силы в отдельный процесс
рассматривается как деструкция. На политико-идеологическом уровне лоялизм стоит
за приватность в противовес коллективности и за развенчание централизации
(лозунг мак-
-II
люэновского лоялизма:
"Администрацию - в осадок"). Теоретизирующий лоялизм тяготеет к
феноменологии, герменевтике или герметизму, его антропология утверждает
взаимную уподобленность природы и человека. Лоялизму соответствует
неоконсерватизм, "новая охранительность", направленная на
поддержание общественной системы в целом за счет постоянного обновления всех ее
частей. Лозунг лоялизма: "Постоянство в обновлении".
Маклюэн, видимо осознавал
свою приверженность лоялизму, выразил ее повторяющейся культур-метафорой,
построенной на образе из новеллы Э.А.По "Низвержение в Мальстрем",
где герой спасается от гибели, отдавшись стихии гигантского водоворота.
Лоялистическое стремление
встать над схваткой затрудняет простую и четкую классификацию идейного строя
маклюэнизма. Маклюэн к "субъективному" Канту относится теплее, чем к
"объективному" Гегелю. Он недоверчив к монизму, в том числе и
официально-католическому. Маркс и Энгельс, по его словам, отказавшись от
понимания материи как чистой сущности, продолжали видеть в материализме
сущность всех наук, поэтому их онтология ничего не привносит по сравнению с
натурфилософией древних греков. Но каким бы ни было отношение маклюэнизма к
диалектическому материализму, склонность Мднлюэна к парадоксальному
мыслевыражению, речевой диалектике отмечена всеми, и не случайно среди наиболее
им пестуемых тем обнаруживается тема "средств", материальных
носителей культурных процессов.
Но в этом случае дело не
сводится только к "речевой диалектике". В маклюэновской
антропоцентристской космогонии сливаются "объективность" и
"субъективность", когда коммуникации со световой скоростью выносят чувства
человека вне его тела, продлевая их в бесконечность. Получаемое чувствами
ускорение преодолевает различия между своим и чужим, внутренним и внешним,
противоположности сливаются. Это особая диалектика, когда "снимаются"
не только различия, но и носители различий. Противоречия разрешаются в движении
от "простого" к "сложному антитезису" (подобная -диадная -
конструкция "синтеза через смешение" оспорена в "Немецкой
идеологии").
Мистический космизм,
еретический по сути, поскольку в центре его не католический Богочеловек, а
неканонический Чело-векобог, помещает Маршалла Маклюэна в ряд с теми, кто на
пересечении естественнической и гуманитарной традиций пытался
-12
обойти
"сциентистское" различение материального и идеального созданием фантастических
проектов Вселенной, в которой установлен континуум идей и вещей: Э.Геккелем,
Р.Штайнером, Ф.Экштейном, мюнхенскими космистами, К.-Г.Юнгом, Г.И.Гюрджиевым, а
также "славянскими мистиками" Д.Митриновичем, П.Деуновым, возвестившими
гармонию со звездными ритмами, электрическое человекоподобие Земли и другие
завлекательности. Несомненно воздействие Тейяра де Шардена, и особенно
почитаемого торонтским гуру Уиндема
Персивала Льюиса.
Все же для решающего
противостояния сциентизму Маклюэн избрал не космос. Интересуясь экономикой и
логикой, профессионально занимаясь чуть ли не всеми видами художественной
изобразительности, он оказался в редком положении человека, охватившего общие
горизонты культуры, осознавшего проблему, единую для математики и живописи,
музыки и биологии, литературы и психологии, поззии и архитектуры.
"Нормальному" специалисту нелегко догадаться о всеобщности своих
затруднений: конспирируя против профанов, он конспирирует и против себя самого,
а Маклюэн без препятствий выделяет действительно универсальный феномен
"самообслуживания" культурного инструментария и видит: как восстание
масс переродило общество, точно так же и культуру перерождает восстание ее
средств. Это понимание пришло, когда классический рационализм, отсчитывающий свое
время по "часам Ньютона" (этим выражением на Западе обозначают
ньютоновскую "циферблатную" модель Вселенной), расстается со многими
своими упованиями: на абсолютную строгость научных теорий (невозможную,
согласно Расселу, Уайтхеду, Геделю), на точность приборов (чье искажающее
влияние на результаты исследований оказалось неустранимым), на
"разумность" человеческой психики. Постепенно выясняется, что любой
инструмент познания рано или поздно обнаруживает своенравие и отвлекает
внимание исследователя на самое себя.
Маклюэн сражался со
сциентизмом не в одиночку, своеобразие маклюэновской позиции в ее исключительно
высокой соборности, она опиралась на поддержку многих людей и многих идей.
Книга Г.А.Инниса подсказала мысль о роли коммуникаций. Близостъ к группе писателя
и художника У.П.Льюиса выработала кругозор и художественные вкусы. Льюисовский
кружок и составом, и уровнем общения напоминал известную Блумзберийскую
группу, куда входили писатели (В.Вульф, Л.Стрейчи, Э.М.Форстер), философы
(Б.Рассел), экономисты (Д.М.Кейнс). В советской литературе еще недостаточно
оце-
-13
нена культурная значимость
творческих объединений такого типа.
Третья глава диссертации,
"Истоки маклюэновского текстосложения", рассказывает о происхождении
изобразительных приемов, которые предопределили судьбу маклюэнизма.
Текстовое своеобразие статей
и книг Маклюэна бросается в глаза: почти каждая страница это мозаика из
множества цитат, отрывочных авторских суждений, иногда пространных, иногда
сугубо лапидарных, шуток, каламбуров и вариаций на свои и чужие темы, кочующих
от статьи к статье, от книги к книге, цитатничество настолько назойливо, что
начинаешь подозревать в нем иронический отклик на требования академической
добросовестности.
Чужие научные тексты включаются
в корпус маклюэнизма довольно механически, без особой заботы о передаче общей
логики первоисточника, тексты художественные используются гораздо более
одушевленно, они часто задают направление мысли, вызывают интересные реплики,
подстрекают к розыгрышам читателя. Если научность на маклюэновских страницах
РАБОТАЕТ, то художественность на них ЖИВЕТ. Первый параграф главы очерчивает
художественно-культурные привязки маклюэнизма, отсюда его название -
"Художественные секреты М.Маклюэна".
Эстетический облик канадского
философа как бы расщеплен на персональную и феноменальную составляющие:
во-первых, он удовлетворитель своих вкусов, потребитель культуры, в этом смысле
он "самостен" настолько, насколько потребности и их удовлетворение
способны повлиять на личность человека; во-вторых, он производитель, передатчик
культуры и ее "потребляемое". Первое принадлежит одной эстетике,
второе - другой, маклюэнизм эстетически разорван, и в этом его главная
художественная тайна.
Маклюэнизм сближали с контркультурой,
и не без поводов. О.Тоффлер рассказывал о внимании к Маклюэну в авангардистской
художественной студии "Фэктори" Энди Уорола (Вархолы) и об ответном
интересе Маклюэна к авангардному бунтарству.
Да, в пробужденных Маклюэном
порывах общественного сознания отразились, вероятно, и контркультурные
настроения, но о контркультурности личных маклюэновских установок можно
говорить только в смысловом ключе, употребленном одним из первых легализаторов
понятия контркультуры Д.М.Ионгером, который подразумевал при этом культуру не
противоположную традиционной, а дополнительную к ней, как бы контрапунктную.
-14
Эстетика Маклюояа запечатлела
то, что он называл "перекрестным опылением", взаимовлияние разных
форм художественности. Особое место было отведено музыке. Как и его
современник Т.Адорно, Маклюэн уходит от повествовательного литературного стиля
и, оглядызаясь на музыку, прибегает к "оркестрованному" письму,
смысловой полифонии. Еще Т.С.Элиот настаивал на том, что в каждом тексте должно
звучать несколько голосов, Маклюэн последовательно верен этому наставлению.
Г.Вельфлин предложил
известное различение линейной и живописной изобразительности, которое, между
прочим, поддерживал теоретик литературной полифонии М.М.Бахтин. Хорошо зная
Вельфлина, Маклюэн вполне сознательно отдает предпочтение газетной "живописности"
перед книжной "линейностью", ссылаясь, впрочем, не на авторитеты, а
на дух времени, воспитавший нового, некнижного читателя, и приходится
присмотреться к этим ссылкам сейчас, когда наша страна тоже перестает быть
"самой читающей".
Живописность литературной
манеры перекликается с интересами Маклюэна в изобразительном искусстве. Он
коллекционер картин и автор книги "Сквозь исчезающую точку. Пространство в
живописи и поэзии", где много и глубоко говорится о П.Сезанне, что дало
пищу предположениям о "сезаннизме" самого Маклюэна. Однако
маклюэновская пространственная концепция, бесспорно артистическая по происхождению,
внушена все-таки не Сезанном, а опять же У.П. Льюисом. Эволюция
Льюиса-художника характерна: от Сезанна к абстракционизму, к изобразительной
идее "вортекса", объединительного вихря, который устраняя контуры
предметов, сливает вместе их формы (маклюэновское снятие через смешение, стало
быть, имеет и художественную родословную).
Велико влияние на Маклюэна
англо-американского элитного литературоведения, в первую очередь, поэтов и
критиков Т.С.Элиота и З.Паунда. Заголовок знаменитой маклюэновской книги
"Постигая медиа: продолжения человека" возможно заключает в себе
память об одном из последних выступлений Элиота "Критикуя критику".
Близость к линии Элиота-Паунда в маклюэновском критическом наследии
подтверждается прочным интересом к символическому началу искусства и
литературы.
Символизация в широком
понимании означает придание тексту дополнительных значений, примысливание
нового содержания к старой форме, благодаря чему выражаемые текстом авторские
позиции
-15
глубоко замаскировываются,
это дополнительно усиливает неотделимый от символизма "пафос
сложности". Именно так, в замаскированной и намеренно прихотливой форме в
зеркале маклюэнизма отразились гипотеза языковой относительности Б.Л.Уорфа,
мысли о бесконечности Б.Паскаля, вихри Декарта, идеи А.Бергсона. Особенно
часто приходится сталкиваться со своеобразным пентаменто (так в живописи
называют постепенное проступание изображения сквозь позже нанесенный красочный
слой), когда, например Гегель "проступает" сквозь Шпенглера, а
Бергсон - сквозь Элиота, Льюиса, Джойса. Картина мира Бергсона не вмещает
будущего, прошлое в ней как бы выдавливает из "нынешнего" настоящего
"последующее" настоящее, на этот дефицит будущего Маклюэн находит
ответ, обходясь, впрочем, без упоминания Бергсона: в маклюэновском космосе
настоящее со световой скоростью нагоняет грядущее, проблема будущего
улаживается.
У Бергсона язык разворачивает
время в пространственную форму, в мгновение. Вместилище этого разворачивания,
горизонт опредмечивания времени - сознание, причем, сознание отдельное,
индивидуальное; собственно временную природу время обретает в коллективном
бессознательном вне рамок языка и в направлении, показываемом "жизненным
порывом". Прогноз Бергсона относительно будущего оптимистичен, но это, как
видим, буквально показной, то-есть, «без показа не действительный» оптимизм.
Маклюэн куда решительнее, в его версии, высказанной почти бергсоновскими словами,
будущее не зависит от такого условия, как правильно показанная направленность
событий, оно является по вызову и требованию настоящего, которое выхватывает
его из небытия, благодаря световым скоростям. Тоже оптимистическая
футурология, но оптимизм здесь не "показной", а требовательный,
"приказной".
Требование "будущего
сегодня же" не означает веры в его благодатность. Маклюэн предсказывает
мир, устроенный как всепланетная деревня, где индивидуальности растворены в
электронном "трибалистическом" единстве. На первый взгляд - утопия,
проникнутая упованием на чудесную силу коммуникаций, но дополнительные детали
постепенно ломают первое впечатление, и видишь настороженность к будущему,
раздражение его стадным благополучием: утопия оказывается антиутопией.
Художественные средства не
открывают подлинного лица Маклюэна, но броско и завлекательно скрывают его.
-16
Во втором параграфе,
"Причины и следствия литературной "манеры", рассматривается
взаимовлияние фермы и содержания маклюэ-новских текстов.
Писательский почерк Маклюэна
сложился внутри традиции, разлитой во многих областях культуры с конца
(средины) ХУI столетия. Симпатизируя барокко,
он предпочел барочную прихотливость линейной повествовательное, связывая
последнюю с явно не жалуемым им механицизмом Просвещения. Для него важнее не
твердая прямолинейность, но гибкая изворотливость, в его глазах поэзия
побеждает ученость, У.Блейк, вырываясь из-под власти "прямого взгляда,
Ньютонова сна" (слова поэта), лучше отвечает на вызов небесной механики,
чем сам И.Ньютон. Не только среди поэтов, но и среди ученых Маклюэну ближе те,
чей мыслительный стиль созвучен барочной эстетике, особенно сильна перекличка
с Р.Декартом и Д.Вико.
Маклюэкизм как бы вписан в
историке—социологическую доктрину Джамбаттисты Вико, но словно бы повернут в
ней на 180 градусов, отторгая важный для Вико вопрос об истине и истинности (в
мире, где "средства есть сообщения", истинно все, поскольку все
совпадает с условиями своего существования) и обозначая как главную проблему
истории запаздывание развития самосознания человека в сравнении с развитием
условий человеческой.жизни. Получается, что в мерцающем свете маклюэнизма антикартезианец
«викоизм» оказывается подтверждением декартовского исторического скептицизма.
Но что за беда! Согласие противоречий только тешит барочный вкус Маклюэна.
Влечение к барокко заметно и
в образном строе маклюэнизма, и в его проблематике, и в архитектонике.
Некоторые сближения удивительны: у молодого Маклюэна есть работа о
писателе-елизаветинце Т.Наше, авторе первого английского плутовского романа, а
у Курта Воннегута в его обновивших жанр пикареска шедеврах, плутовстующий
философ Килгор Траут не только знает о Маклюэне, но к ссылается на его
авторитет.
Логика пикареска присутствует
и в построениях самого Маклюэна(в этом он не одинок, по формуле одной из
разновидностей плутовского романа, «романа настиганий», сделана, например,
набоковская "Лолита").
С необарочной живописностью
выписав по заимствованным образцам "вихревую" картину мира, Маклюэн
встраивает в нее свою именную онтологию, в которой человек "новой
сбалансированной чувственности" вытеснил локковский "сосуд простых ощущений"
и "человека-машину" Ламетри, а детерминизм уступил место
симультанности, то есть одновременному сосуществованию причин и
-17
следствий. Получаемся так,
что стилистика преображает причинность, но каковы причины самой стилистики?
Среди поводов к ней и многолетнее изучение так называемого декадентства с его
"модой на барокко" (выражение Д.С.Лихачева), и предпочтения
референтного круга. Но любой перечень поводов не дает исчерпывающего объяснения,
потому что форма мысли человека отражает всю полноту его жизненных
обстоятельств. Сколь ни необычна стилистика маклюэнизма, она подтверждает
тягостную для многих истину, что нет свободы от общества, в котором живешь.
Заключение подводит итоги
исследования, выделяет его основные результаты.
Содержание работы с достаточной
полнотой отражено публикациями диссертанта:
Специфика взаимодействия
социального и эстетического в развитии европейской культуры//Из истории
западно-еврспейской культуры.- М.: Издательство МГУ, 1979.- с. 146-158 (0,7
п.л.).
Социально-культурные
основания "маклюэнизма"//Культура, образование, молодежь.- М.: 1988.-
с.20-37 (I п.л.). Депонировано в ИНИОН АН СССР (деп. № 34865 от 25.07.88).