Этот курс стал складываться во время моей работы на отделении истории искусства исторического факультета

МГУ в 1979-81 гг.  К 1985 году он был развёрнут до относительной цельности в рамках т.н. «эксперимента по

перестройке гуманитарного образования» на кафедре философии МАДИ. Между прочим,  эксперимент

был  поддержан на высоком уровне, а представленная здесь программа вместе с другими материалами

удостоилась медали ВДНХ и грамоты ЦК КПСС.  Граф Токвиль недаром писал, что старые режимы в

готовности к переменам могут быть куда продвинутее тех, что идут им на смену.

Представляемая программа была опубликована многажды – и легально, и пиратски. И под моим именем, и под

чужими именами.

Одним из первых подфлибустьерил  некий Киселёв Игорь Павлович, который определил

себя в авторы чужой программы вместе со своею женою и своим же человечком из министерства образования.

Тогда корсар Киселёв был доцентом Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, теперь он

проректор по общественным связям соответственной академии. Растёт человек – его время.

 

Текст выложен по изданию:

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: проблемы перестройки. – М.: Высшая школа, 1991, с. 160-165

 

 

 

Программа спецкурса «История и теория мировой и отечественной культуры»

 

(32 часа)

 

Раздел   1. Теория и история зарубежной культуры —20 часов

 

Тема  1. Общество и культура — 2 часа

 

Общественная жизнь и проблемы культуры. Разнообразие опре­делений культуры. Взаимосвязанность областей культуры. Законо­мерности культурного развития. Механизм культурных процессов. Диалектика простого и сложного. Развитие нового в культуре и куль­турные революции. Рождение и закат культур. Социально-культурная сторона истории. Культурное разнообразие: уровни культуры и куль­турные слои. Идея «двух культур» от Б. Дизраэли до Ч. П. Сноу. В. И. Ленин о двух культурах. Единичное, особенное, общее и все­общее в культурах. Культура как общемировой процесс. Культуры и цивилизации. Очаги великих культур и великие культурные эпохи.

 

 

Тема 2. Культура эллинской античности – 2 часа

 

Истоки и временные рамки, рубежи эллинской античности. Быт и досуг эллина. Полис: граждане, метеки, рабы и варвары. Политийя --

 

160

 

внутри и извне. Боги Олимпа — боги общественной деятельности. Воинское дело. Ораторское искусство. Греческая «любовь к мудро­сти». Ремесла. Архимед: судьба эллинского инженера. Эллинское слу­жение прекрасному: Олимпиады, Дионисии, Элевсинии, мусические и немусические искусства. Театр и литература. Города и храмы, про­исхождение архитектурных ордеров. Великие греки от Гомера до Александра Македонского.

 

Тема 3. Культура латинской античности — 2 часа

 

«Город и мир» — начала и пределы римской цивилизации. Граж­данственность и государство — доминанты римской культуры. Рим­ские граждане и другие: общественная жизнь в Риме, провинциях и колониях. Быт дворцов и инсул. Зрелища (цирк и амфитеатр, три­умфы и апофеозы, военные игры). Приложения римского чувства красоты: воинский подвиг, гражданский поступок, торжественная речь, религиозный обряд, колонна, арка, статуя, фреска. Стили рим­ского искусства. Классики римской литературы. Инженерный гений римлян. Витрувий и технический энциклопедизм. Великие римляне от Ромула до Юлиана Отступника. Место античности в истории европей­ской и мировой культур.

 

Тема   4.   Культура  средних   веков — 2  часа

 

Проблема периодизации средневековья.    Истоки средневековья: античность и «варварство», христианство и язычество. Общественная жизнь средних веков: замок, монастырь, город, дворец, сельская об­щина. Феодализм как форма политической культуры. Рыцарство и монашество как образы жизни. Христианский мессианизм: «Суммы» против еретиков и язычников, культурная подоплека крестовых по­ходов.  Реабилитация средневекового знания. Первые университеты. Первые госпитали и больницы. Средневековая география и средневе­ковый  бестиарий. Алхимия  и  порох. Астрология и новая картина мира. Эпоха великих изобретений: измерительная техника (часы ме­ханические,  астролябии, компас,  морская карта  и др.);  транспорт («королевские дороги», подкова, хомут, стремя, обод, шпора); регу­лярная почта; книжное дело; цеховые    ремесла. Цифровая машина Р. Луллия. Парацельс и химические лекарства. Создание школьной системы. Монастырская и духовная культура. Литургия и карнавал. Достижения словесности. Народный театр и народная литература. Архитектурный и художественный подвиг средневековья. Романика и готика — первые великие стили европейской культуры. Универсаль­ные итоги средневековья.

 

Тема   5.   Культура   Возрождения — 2   часа

 

Ренессанс или Ренессансы? Проблема определения и периодиза-ции эпохи. Границы Возрождения во времени и пространстве. Об­щественная жизнь Возрождения. К. Маркс о титанах Возрождения. Битва за индивидуальность, ее герои и жертвы. Оборотная сторона возрожденческого титанства. Что такое макиавеллизм? Гуманизм и эволюция политической морали и правосознания от Чезаре Борд-жиа до Чезаре Беккариа, от Роджера Бэкона к Фрэнсису Бэкону, от знания подтверждающего к знанию подтверждаемому: рождение эмпирической науки. Идейное единство научной и художественной культуры Ренессанса. Особенности и возможности возрожденческого полигисторства. Данте и «новая учёность». Исследовательский гений Леонардо да Винчи. Кардано: демонология и новая инженерия. «Сладчайшая пер-

161

спектива» П. Учелло. Подвиг книгопечатания. Универсальные черты и национальные особенности возрожденческой литературы. Великая архитектура Возрождения. От Джотто до Бернини — великая худо­жественность Возрождения. Движение ренессансной стилистики: соб­ственно Ренессанс, маньеризм и барокко. Линейная и нелинейная изобразительные системы. Двойственность возрожденческой культу­ры: бог и математика у Н. Кузанского; свободомыслие и «Молот ведьм». Итоги и уроки Возрождения.

 

Тема  6.  Культура  эпохи  абсолютизма  и  века Просвещения— 2 часа

 

В тени «Короля-Солнца»: абсолютная монархия и обществен­ная жизнь. Битвы за Библию, культурные последствия религиозных конфликтов. Революция и реставрации, их след в культуре. Быт и нравы эпохи. Подвижники научного метода: Декарт, Паскаль, Нью­тон, Лейбниц, Кеплер, Спиноза. Просвещение — великая мечта Века Разума. «Просвещенные монархии» и просветительство. Энциклопедия и энциклопедисты. Рождение эстетики из духа Просвещения. Руссо и утопия естественности. Вольтер и Фридрих Великий — теория и практика морального скептицизма. Контрасты национальных лите­ратур: морализаторство и гривуазность, сентиментализм и пикареск. Свободомыслие и либертаж. Роль литературной критики. Усложненность и «украшательство» как общекультурный симптом. Правило «трех единств» в драматургии, Сила и слабость литературы изящного вкуса. Стиль отеля Субиз. А. Ватто и рокайльная живопись. Реминисценции и новации: «про­ступание» барокко в рококо в классицизме. Периодизация класси­цизма (по материалам живописи, архитектуры и дизайна). Жанризм в литературе и искусстве. Архитектурные и живописные шедевры двух эпох. Английские парки и версальские куртины. Сценические искусства. Музыка: утверждение симфонизма.

 

Тема 7. Культура XIX века — 4 часа

 

Закат «старых режимов»: культурные коллизии революционной эпохи. Эстетическая подоплека бонапартизма. Империализм и куль­тура. Культура метрополий и культура колоний. Общественное пове­дение и эстетизм: («театрализация» и «антрактность» поступка, ден­дизм и «демонизм»). Реорганизация системы образования и науки (расширение сословной базы, коллективизация научной и конструк­торской деятельности, перестройка академической подготовки). Ус­пехи естествознания и техники. Подъем социальных наук. Расширение технического оснащения художественной культуры: промышленная химия, фотография (1839—1841), фонограф (1877), линотип (1884), киноаппарат (1895). Техническое переустройство быта, массовое про­изводство и промышленная эстетика. Новые строительные материалы и архитектура. Всемирные выставки. Учительная миссия словесности. Литература реализма и литература натурализма. «Готический» роман. Массовизация и герметизация литературы. «Империя прессы»; новые инструменты формирования общественного мнения. Новая публика и эстетство. «Желтая пресса» и «китч». От ампира к романтизму. Судь­ба романтизма в Англии, Германии и Франции. Сражение за пленэр: Салон против импрессионистов. Эволюция импрессионизма и симво­лизм. Постимпрессионизм. Сезанн и преображение картинности. Пре­рафаэлиты и «бидермайер» на подступах к новому стилю. Был ли мо­дерн последним «великим» стилем? Художественный вклад модерна. Культурные итоги XIX столетия.

162

Тема 8. Культура XX века — 4 часа

 

Социально-культурная атмосфера начала века: буржуазность против «пролетарской» культуры. Драматизм вхождения нового в куль­турный процесс, новативность и ановативность. Передовая культура и декаданс. Революционность и богемность. Закат модерна. Фовисты, «набиды» и другие — продвижение авангардизма. «Левое» и «правое» в искусстве. Универсальное воздействие «русских сезонов» в Париже. П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, Г. Стайн, Г. Аполлинер и кубизм. 3. Кандинский. У. П. Льюис и абстрактное искусство. Нобелевские фемии и нобелевские лауреаты. Вехи культурного перелома — первая мировая война и Октябрьская революция. Художественные поиски потерянного поколения». Ф. Кафка, М. Пруст, Д. Джойс — пересмотр литературной формы. Интернационализация модернизма. О. Хаксли, Е. Замятин и литература антиутопий. Б. Брехт и пролетарский театр. Культура русского зарубежья. От сюрреализма к экспрессионизму и обратно. Архитектурные искания: «Баухауз», Ле Корбюзье, советс­кий конструктивизм, «органическая архитектура» Ф. Л. Райта, 'Л. Стравинский, Г. Малер, А. Шенберг и джазовый век. Фашизм и культура: кровавое почвенничество, культурный провинциализм: фашизма. Антифашизм и коллаборационизм: Т. Манн, Э. Хемингуэй, A.Мальро, А.Камю против К.Гамсуна, Р.Штрауса, Э.Паунда.

Ленинская программа пролетарской революции, «новая социалисти­ческая культура» и мировой художественный процесс. С. Эйзенштейн, B. Маяковский, В. Мейерхольд. Подавление «неоклассики». Литература социалистического реа­лизма. Основное противоречие эпохи и культура.

 

Раздел 2. Теория и история отечественной культуры — 12 часов

 

Тема   9. Истоки  и  черты  российской социальной культуры — 2 часа

 

«Откуда пошла есть Русская земля». Борьба мнений вокруг «норманской теории». Русское общество и культура — посредники. Сопо­ставление общественных укладов западных стран и России. Этапы и пути «европеизации» российского государства. Почвенничество и за­падничество в российской культуре. Классово-сословная структура общества. Эволюция дворянского сословия. Бояре и дворяне. После­петровское дворянство и аристократизм. Освобождение «служилого сословия» при Екатерине II. Вольтер и кнут: быт и нравы дворцов и усадеб XVIII в. Дворянская культура XIX столетия (хозяйство и имущество, образование, служба и быт, светская жизнь и кодекс чести). Разночинство. Крепостное крестьянство: земледельцы и дво­рня. Классы и сословия пореформенной России. Социокультурные отголоски российского капитализма. Разложение монархии: охранительность и либерализм против «распутинщины». Пролетариат и ин­теллигенция накануне революции 1917 г.

 

Тема   10. Религия   и   церковь   в   российской культурной истории — 2 часа

Язычество и крещение Руси. Значение христианства для русской культуры. Религия верхов, народная религиозность в первые века по принятии христианства. Христианство и патриотизм: Александр Нев­ский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский. Национализация веры и церкви. Историческая обусловленность церковного раскола. Патриарх Никон—«прогрессист» или ретроград?   Протопоп    Аввакум и

163

боярыня Ф. П. Морозова-Соковнина. Душевная стойкость и консервативный радикализм старообрядчества. Петр I как «антихрист». Расслоение неофициального христианства. Христианство и изуверство. Монастыри и пустыни, монашество и старчество. Секуляризация русской православной церкви. Политическая сервильность государственного православия. Позиция церкви в деле образования и науки. Митрополиты Платон и Филарет. К. П. Победоносцев и Ф. М. Достоевский. Синод и Л. Н. Толстой. Христианское любомудрие. Христианство в художественной культу­ре: светскость и неортодоксальность. Старообрядческое меценатство. Православие и дух капитализма. Православие и революция. Историческая судьба российского христианства.

 

Тема  11. Образование и  наука в дореволюционной России—2 часа

 

Легенды и факты о грамотности в Древней Руси. Проблема ви-антийской, болгарской и польской культур-посредниц. Состояние знаний к началу Петровской эпохи, споры о пользе и вреде образо-вания. Славяно-греко-латинская академия как итог борьбы просве-тительских направлений. Практическая нацеленность образователь-ных реформ Петра Великого. Отношение дворянства к образованию и образованности. Университет как всеступенная общеобразовательная школа. Образовательная реформа при Екатерине II. Идея над-ословного образования. Общественные отклики на екатерининскую школьную реформу. Образованные люди XVIII —XIX вв.: академики, инженеры, литераторы, книгоиздатели и книгочеи; талантливые самоучки.

Три реформы школьного дела в XIX в. (1804, 1828, 1864). Рас­ширение общественной основы образования. Борьба классического и реального направлений. Лицеи. Университеты. Движение за всеоб­щее обязательное обучение (70-е годы XIX века) — причины неудач. Общекультурные последствия массовой народной неграмотности. Успехи естествознания и общественных наук. Крупные деятели российской науки, их вклад в отечественную и мировую культуру. Достижения русских инженеров и судьбы их разработок. Российская аучная и техническая культура на грани великого социального перелома.

 

Тема   12. Развитие отечественной  художественной культуры — 4 часа

 

Формирование древнерусской художественной системы: исконное привнесенное. Древнерусские художественные центры. Приложения проявления изобразительности: киевские мозаики и фрески, новгородская и владимирско-суздальская стенопись. Избирательные отголоски романики и готики в искусстве домонгольского периода. 06-ювление интереса к византийской культуре в XIV в. Деревянные и аменные храмы. Иконопись и миниатюра. Ювелирное и гончарное ,ело. Орнаментальное искусство. Художественная культура Москов­кой Руси. Живописные школы: московская, псковская, новгородская, грогановская, ярославская школа в XVI-XVII вв. Бытейское письмо. Фряжское письмо. Жизнь и труд художника. Андрей Рублев. Дионисий, Даниил Черный, Феофан Грек. Реформа Симона Ушакова. Западноевропейский Ренессанс и русская архитектура. На пересечении традиций: собор Василия Блаженного. Своеобразие русского барокко в живописи. Допетровская светская архитектура. Памятники «нарышкин-

164

ского» барокко. Пётр I и переворот в художественной культуре. Учи­теля и ученики: окно в западноевропейское искусство. Учреждение «Академии трех знатнейших художеств». Обновление и внедрение жанров: портрет вместо парсуны, пейзаж, баталистика. Русская гравюра. Зодчество и зодчие. Скульптура. Общественное положение художника. Многообразие российского ампира, памятники московс­кого ампира. Романтическое искусство. К. Брюллов, А. Иванов. Ху­дожественное воспитание дворянского сословия. Академизм и Това­рищество передвижных художественных выставок. Изобразительное  искусство на рубеже веков. Художественные объединения и худо­жественные издания. Шедевры русского модерна. Гражданствен­ность и исповедальность русской литературы. Литература и общест­венная нравственность. Развитие литературных форм и жанров. «Серебряный век» от символизма к акмеизму. «Арцыбашевщина» как культурный симптом. Литература, искусство и Октябрьская револю­ция. Богатство и уязвимость национального художественного насле­дия — долг сбережения.

 

Тема   13.   Культура   и   современность — 2 часа

 

Культурные предпосылки общественного обновления. Социаль­ный заказ советской Культуре. Советская культура на рубеже 60-х годов: достижения и проблемы. Культура и творческий потенциал общества. Резервы «важнейшего из искусств». Литература и публи­цистика: конструктивная гражданственность. Изобразительное ис­кусство: поиск и творческое соревнование. Горизонты театрального искусства и театрального дела. Градостроительство и архитектура: требование новых подходов. Жизнь прошлого в настоящем — эколо­гия культуры. Общественное мнение и экология природы. Культура и человек. Социально-культурное оздоровление общества. Противо­речия молодежной культуры. Традиции и новации. Молодежная мода и диалог поколений. Открытое будущее мировой культуры.

 

Литература

 

Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1976. Т. I—II...

Ленин В. И. О культуре. М., 1981.

Ленин В. И. О литературе и искусстве. М., 1979.

Бернал Дж. Наука в историй общества. М., 1956.

Бродель Ф. Структуры повседневности. М., 1986.

Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М„ 1972.

Данилевский В. В. Русская техника. М., 1948.

История техники. М., 1962.

Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Как жили древние греки. Л.,

1959

Лазарев В.  Н.  Византийское и древнерусское   искусство. М.,

1978    .

Лихачев Д. С. Культура русского народа X—XVII вв. М., 1961

Лихачев Д. С.   Человек в литературе Древней Руси. М., 1979.

Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика. М., 1979.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1979.

Очерки русской культуры XVIII века. М., 1985.

Полевой В. М. Искусство Греции. М., 1984.

Популярная художественная энциклопедия: В 2 т. М., 1986.

Рыбаков Б. Н. Ремесло Древней Руси. М., 1946.

165

Соколов Г. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

Средневековая Русь. М., 1976.

Тяжелое В. Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. Москва, Дрезден, 1981.

Царев В. Ю. Специфика взаимодействия социального и эстетического в развитии европейской   культуры//Из истории западноевро пейской культуры. М., 1979.

Шухардчн С. В. Основы истории техники. М., 1961.

Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI—XIII веков. Культ

Быт. Костюм. М., 1978.

 

166

НАПИШИТЕ МНЕ

Используются технологии uCoz