Professor vadim Y. Tsarev

MOSCOW RUSSIA




Обыденная философия


ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЫЧАИ ЕВРОПЕЙЦЕВ

(Программа лекционного курса)


ЛЕКЦИЯ-ПРОЛОГ


Законы культуры над нами, хозяйственная стихия вокруг, умострой внутри нас - их мощь не увлекает, а угнетает. Старое - это наше все? Взыскуем обновления, однако прошлое держит, не отпускает. Какое будущее сулят реформам неизбывные свойства отечественной душевной укладности? И, с другой стороны, как скажется на русской культуре хозяйственное перевоспитание России?

Невесело признавать свою несовременность. С души воротит, когда за приглашением порадоваться очередному достижению проглядывает шкурное удовольствие кучки временщиков от ешё одного наворованного ею преимущества перед неизменно нищим большинством. Заказывали экономическое чудо, а получаем росписные-румяные чудеса в решете.

Что же делать? Будем смело громоздить уже подзабытый в иных «странах по­сту» мир Адама Смита (1723-90)? А если основные черты подросткового национального хозяйствования не вписываются в светоносный образ классического капитализма? Что обещает культуре бездумное (или злонамеренное) следование отжившим хозяйственным навыкам?

Пребудем нищими, но гордыми духом, тогда как в нынешние послеклассические времена культура перестает быть бедной родственницей богатства и становится полноправной отраслью общественного жизнеобеспечения?

Какая же хозяйственная судьба нас избирает9 Что впереди? Воплощение ли "сценария Ремигия", то есть сжигание всего, чему раньше поклонялись и поклонение всему, что прежде предавали огню? Есть ли что доброе в наших назаретах, в смысле - в наших палестинах? Что нужно чтобы ожить и процвесть: вождистская сила воли или твёрдость в смирении и обучаемости?

Можно ли восстановить ценности, которые были поруганы, но не растрачены и обесценены?

2




¨


Вадим Ю. ЦАРЁВ. Время башен и время пашен. - Знание - сила, 1993 № 10, с.

74-77.

Вадим Ю. ЦАРЁВ. Евразийство, или скифилософия растерянности. Искусство кино, 1995 №9, с. 27-31. – http://www.kinoart.ru

Вадим Ю. ЦАРЁВ. Европеизм и русские реформы // Культура и реформа. - М.:

Горбачёв-Фонд, 1993, с. 5-13, 206-209.

Вадим Ю. ЦАРЁВ. Луна для России. - Знание - сила, 1993, № 9, с. 36-44.

Вадим Ю. ЦАРЁВ. Наше открытие Америки. Ценности американизма и

российский выбор. - Знание - сила, 1993, № 5, с. 72-73.

Вадим Ю. ЦАРЁВ. Новые узкие. - Искусство кино, 1995, № 1, 38-42. - http://www.kinoart.ru

Вадим Ю. ЦАРЁВ. Перестройка: весёлый триптих. - Знание - сила, 1995, № 9,

с. 6-14.

Вадим Ю. ЦАРЁВ. Ритуаленький цветочек. - Искусство кино, 1995, № 3, с.38-

43. - http://www.kinoart.ru

Вадим Ю. ЦАРЁВ. Российская элита от Александра П до Бориса Ельцина. -

Родина, 1995, № 1, с. 91-92.

Вадим Ю. ЦАРЁВ. Россияне в океане. - Знание - сила, 1993 № 9, с. 34.

Вадим Ю. ЦАРЁВ. Страна оград - Родина, 1993, № 5-6, с. 45-47.

Вадим Ю. ЦАРЁВ. Элиты крови и элиты брови - Русская мысль, 14-20 марта

1996, № 4117, с. 10.

Z


Тема I. 3АПАД И РОССИЙСКИЙ ПУТЬ


Всё на продажу? Соотношение духовных и рыночных ценностей. Можно ли унизить рынком высокую культуру? Почему доморощенные экономисты сводят хозяйственную культуру к рынку? Министр, ректор и литкритик Е.Ю.Сидоров (1938-?): словесность якобы тем больше цветёт и пахнет, чем больше произросло посредственных словесников. Как судить о качестве культуры - по «вершкам», или по «корешкам»? В пору общественного неустройства всё ли в культуре одинаково беззащитно? Потребительство и меценатство - дорогу в обход рая можно вымостить благими намерениями и, притом, сделать это пёстро и безвкусно (Ю.М. Лужков и З.К. Церетели). Когда поддержка частных доброхотов нужнее государственной заботливости. Издержки чиновничьего культуртрегерства.

"Вредны ли фрукты с кладбища?" Нравственна ли прибыльность культуры? Пределы священного права собственности в применении к культуре. Отдавать ли в частные руки то, что найдено, восстановлено, сбережено как всеобщее достояние? Принадлежность интеллектуальной собственности.

Почему авторское право и авторское начало в наших условиях были и остаются самыми попираемыми правами? "Авторизованный" характер российских хозяйственных новаций: правящие троечники всё списывают у других, но списывают плохим почерком и с ошибками. Различия между новым радикализмом и новым консерватизмом в хозяйствовании. СОПЭ. Восприимчивы ли наши экономические теоретики и практики к истинному содержанию новой хозяйственной охранительности?

Вещизм и вещетворчество, почему в СССР боролись с вещизмом. Когда началась гуманитарная помощь России? Насколько важно то, что прототипы почти всех вещей, которыми мы пользуемся, созданы на Западе? Не потому ли распалась империя, что Россия для подвластных народов была не источником, а лишь передатчиком предметного стандарта? На что нацелена русская культура? На освоение вещей и сотрудничество с ними или на свободу от вещей? Хитовать или хипповать? Ценим ли мы изделия предельного качества, или они нас укоряют и подавляют?

Отпрыгавшая английская блоха - почему наши левши своими усовершенствованиями ухудшают заграничные изделия? Пафос простоты в отечественном хозяйствовании - проистекает ли он из лени и нелюбопытства?

Чему сопротивляется отечественная культура - возврату в цивилизацию? Или она мудро попечительствует над нами и останавливает движение в тупиковом направлении, таинственным образом отличая Гайдара от божьего дара?


¨


Давыдов Олег. Фенотип Гайдара. - Фигуры и лица. Прилож. к «НГ». 27 янв.

2000, № 2.

Культура и реформа. - М.: Горбачёв-Фонд, 1993 - 238 с.

Перестройка: десять лет спустя (апрель 1985 - апрель 1995). -М.: Апрель,

1995.-215 с.

Пжеворский А. Демократия и рынок. - М.- РОССПЭН, 1999. - 320 с. Свободное слово. Интеллектуальная хроника: 1995- 1997. - М.: Школа культурной политики, 1997. - 488 с.

Свободное слово. Интеллектуальная хроника десятилетия: 1985-1995. -М.: Школа культурной полигики, 1996. — 528 с.

Теория общества: фундаментальные проблемы / Под ред. Филиппова А.Ф. -

М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 1991. - 411с.

Уинч П. Идея социальной науки. - М.: Русск. феноменологическое общество,

1996. XXI.-107 с.

Уолцер М. Компания критиков: социальная критика и политические приверженности в XX веке. - М.: Дом интеллектуальной книги; Идея-Пресс, 1999. - 354с. Этос глобального мира. - М.: Горбачев -фонд, 1999.


Z


Тема П. ИСКОННАЯ РОССИЙСКАЯ ДЕЛОВИТОСТЬ


Варяжские купцы-разбойники. Древнерусская собственность как добыча:

потребление и продуванивание. Владимир-Василий I Красное Солнышко (?-1015) и Олаф Трогвассон, Владимир Мономах (1053-1125) и Иларион (митрополит с 1051 г.) - древнерусская законность как результат перекрёстного опыления родовитости и общинности, христианства корсуньского и христианства византийского, клюнийства. Мономахов устав против ростовщичества.

Местничество это ещё не феодализм. Царизм это уже не феодализм. От «верховников» до декабристов - зияние на месте патрициата, олигархии и аристократии. Невыстроенность аллодального права и, как следствие, невызрелость чувства собственности у высших сословий (поместье это не имение, а дача это не вилла). Петровская деловая номенклатура.

Повальная помещичья нерачительность. Общинное земледелие и землевладение, земельный залог как поводы и причины всесословного отчуждения от земли. Крепостная зависимость и эфиреализация - прямо-таки по Арнольду Дж. Тойнби (1889-1975) - крестьянства. Крепостной человек это кредитный билет, двуногий и лишённый перьев. Жизнь и приключения крепкого хозяственника А.Т. Болотова (1738-1833) - со слов потерпевшего.

Преобразовательные усилия матушки Екатерины Великой (1729-96): почему на российское почве не привились, в отличие от картофеля, «fair play» и «laissez faire». «Юрист по страсти» П. Е. Струйский (? ~ 1796), юрист по убеждению Чезаре Беккариа (1738-94).

Реформы второй половины XIX века в России: шаги в правильном направлении по минному полю. Крестьянско-разночинская контрреформация. Пророчество маркиза А. де Кюстина (1790-1857) о роковой роли поповичей в российской истории. Химерическое радикальное сопротивление естественному ходу хозяйственной истории. Либеральный террор против жизнеустройства и жизнеустроителей.

Быт или не быт. Дореволюционное отечественное предпринимательство без гнева и пристрастия. Вещи не по плечу (производство в объезд обиходного потребления - древний доболыпевистский обычай). Вещи с чужого плеча (заграничное происхождение прототипов почти всех предметов нашего быта). Вещи не по руке (черенки русских народных и «цивилизованных» лопат, нож-открывалка в «Солярисе» А.А. Тарковского). Вещи без нужды (лужковское градоустройство и прочее). Вещи не по нужде (В.В. Розанов о косах-литовках из Австрии и о корпии вместо гигроскопической ваты в русских госпиталях I мировой империалистической, всесторонне захватнической войны).

Быстрота: натиск по А.В. Суворову (1729-1800) или нетерпение по Ю.В. Трифонову (1925-81)

Светлое будущее за тёмными горами. Нужен ли свет в конце горного тоннеля тем, кому и в тоннеле достаточно светло и кому жить на свету не очень-то сподручно?


¨

Баггер Ханс. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. Пер. с датск. В.Е. Возгрина. - М.: Прогресс, 1985. - 199 с.

Беккариа Чезаре. О преступлениях и наказаниях. - М.: Международные отношения, 2000. - 238 с.

История и антиистория. Критика новой хронологии академика А.Т. Фоменко. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 528 .

Каппелер Андреас. Россия - многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. / Пер. с нем. С. Червонной.- М.: Прогресс-Традиция, 2000. -

344с.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга

третья. Лекция LXXXI. - М.: Мысль, 1993. - с. 338-360.

Кузьмин А.Г. Западные традиции в русском христианстве // Введение христианства на Руси. Ин-т философии АН СССР; Отв. ред. А. Д. Сухов. - М.:

Мысль, 1987, с. 21-54.

Кюстин Астольф де. Николаевская Россия. - М.: Политиздат, 1990. - 352 с.

Личная история. От клиометрии к клиотерапии. - Ex Libris НГ, 10 августа 2000 г., № 30 (153).

Масарик Т.Г. Россия и Европа / РАН. Ин-т философии. - СПб.: Изд. Рус. Христиан. гуманитар. у-та, 2000. - 446 с.

Милов Леонид. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. -М.: РОССПЭН, 1998. - с.

Миронов Борис (Николаевич). Социальная история России периода империи

(XVIII - начало XX в.). В двух т.- СПб.: Изд. им. Дм. Буланина, 2000. T.1- 440 с.; Т 2 560 с.

Пайпс Ричард. Россия при старом режиме. Пер. с англ. В. Козловского. – М.: Независимая газета, 1993. - 421 с.

Привалова Т.В. Быт российской деревни: (Медико-санитарное состояние деревни европейской России): 60-е гг. XIX в. - 20-е гг. XX в. (Ин-т рос. истории). - М.: 2000. - 199 с.

Розанов В.В. Собрание сочинений. Мимолетное. / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. - М.: Республика, 1994. - 541 с.

Русь и варяги: Новый взгляд на историю Европы и Руси: Сб. ст./ сост. Д.А.

Андреев. —М.: Метагалактика, 1999. — 318 с., ил., портр.

Сантиметры свободы: Интервью с Борисом Мироновым. - Ex Libris НГ, 10

августа 2000 г., № 30 (153).

Строев Александр. Россия глазами французов XVIII - начала XIX века. -

«Логос». Философско-литературный журнал. 1999, № 8.


Z


Тема Ш. ДВЕ КУЛЬТУРЫ И ДВЕ РЕФОРМЫ


Клятвы именем Л. Эрхарда (1897-1977) и поступки "с точностью до наоборот". Утро 21 июня 1948 г. Побудители политики социального солидаризма. Последовательность эрхардовской реформы: реформа денег - реформа цен -преобразование кредитной политики - Антикартельные действия противоперегревное регулирование. «Конъюктуралист» доктор Людвиг Эрхард (1948) и камералист Ф.В. фон Шрёттер в 1686 г. Д. Рикардо (1772-1823) в «Принципах политической экономии» (1817) об экономии на заработной плате как о расточительности. Смысл действий Эрхарда: доставка государственного денежного ресурса к производителям исключительно через потребителя. Предложение, как сказал Ф.Бродель (1902-85) в «Играх обмена», назначающее свидание самому себе. Лепты вдовиц: доказательство правоты Иисуса Христа, а также и основоположности исходного потребления, то есть потребления на самые бедные из «бедных денег» - «деньги из рук в рот» (выражение Ж. Мишле (1798-1874) из трактата 1899 г. «Le Peuple») до Эрхарда.

Реформа стоимости жизни и рабочей силы (их резкая ревальвация). Опасности настоящей реформы: перспектива вялого товарного оборота и перегрева экономики. Первые победы: быстрее самоснижение цен, накопление капиталов через товарооборот, изживание чёрного рынка. Два вида перегрева экономики: несбалансированность макропоказателей и ретиалъные (осевые) кризисы перепроизводства.

Антикартельные и противопрофсоюзные меры: благодетельность твёрдости и губительность популистских уступок (современная угольная промышленность ФРГ и Великобритании).

Левое сопротивление, идеологическое противодействие эрхардовским начинаниям. Население и реформы: лепты вдовиц - мгновенная поддержка, мгновенная отдача.

Реформы как общенациональное творчество (профессор Эрхард и народный контроль).

Совершил ли доктор Эрхард хозяйственную революцию? США. Провозвестия новой экономической политики в Германии: Ф. фон Папен (1879-1969). Десять лет, которые вернули немцев в Европу. Подтверждение ценности и общезначимости великих хозяйственных открытий первой трети XIX — первой половины XX веков.


Луна для России - российские хозяйственные шевеления 1992 года: обреченность на неуспех. Причины избирательности в выборе образцов и следовании им. Либеральные мальчики были, а либерализации не было. Монополии и латифундии как основа советско - послесоветской хозяйственной системы.

Фискальная и государственническая направленность правительственной политики. Коррупция как продолжение фискальное™ теми же средствами. Страх перед денежной реформой, его причины (комплекс организационной неполноценности, политическая амбициозность и первоначальное упование на рубль как имперское средство, рвачество скоробогачей).

Реформа Эрхарда это социальная попечительность, реформа Гайдара это сервильность и паразитаризм под прикрытием монетаризма. «Дефолт» by default...

¨


Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Том 2: Игры обмена. Гл. 2: Экономика перед лицом рынков. - М.: Прогресс,

1988, с.126-220.

Дюмон Л. Эссе об индивидуализме. - Дубна: Феникс, 1997. - 301 с.

Крейг Г. Немцы. - М.: Ладомир, 1999. – 376 с.

Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь: Учеб. для вузов / У. Базелер и др. - СПб.: Питер, 2000. -791с.

Салинз М. Экономика каменного века. - М.: О.Г.И., 1999. - 293 с.

Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. - СПб.: Лениздат,

1996. - 702 с.

Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок - М.: Изограф, Начала-

Фонд, 2000. - 256 с.

Холловэй Д. Сталин и бомба. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. -

626 с.

Эрхард Л. Благосостояние для всех: Репринт. Воспроизведение: Пер. с нем. /

Авт. Предисл. Б.Б. Багаряцкий, В.Г. Гребенников. - М.: Начала-Пресс, 1991. -

XVI, 336 с., портр.

Эрхард Л. Полвека размышлений. Речи и статьи. - М.: РУССИКО: ОРДЫНКА, 1993. - 608 с.

Z

Тема IV. НОВОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ


Капитализм сквозь призму испорченного воображения. Миф че­тырехсотлетнего становления. Первоначальное накопление - миф разбойности. Миф "жажды наживы". Миф "протестантской этики". Бинарность протестантского и католического, рыцарского и буржуазного в утверждении современных хозяйственных устоев. "Победы на игровых площадках" - Артур Уэлсли, герцог Веллингтон (1769-1852). Честная игра: свобода рук vs. ловкости рук. "Кризис от изобилия" в промышленности Англии и Франции середины (~ 1842 г.) XIX в. Кризисы перепроизводства как дотоле небывалое явление.

Уроки кризиса во Франции: подтверждение высшей ценности "бедных денег" (в том числе - "денег из рук в рот"); преимущества накопления малой прибыли через многократную оборачиваемость товаров перед "всем капиталом сразу" (Ф.М. Достоевский). Европейская деловитость против азиатской стяжательности. Самовозрастание спроса в процессе потребления ("аппетит во время еды"). Новации в государственном социальном обеспечении. Правота Рабле: аппетит действительно приходит во время еды. Первые зарницы эры потребления.

Закат «политэкономии богатства. Почему марксисты уважают автора «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смита, а автора «Трактата политической экономии» (1803) Сэ считают наивным и вульгарным. Новая хозяйственная философия Ж.Б.Сэ (Сэя) (1767-1832) и Ж.-Ш.-Л.С. де Сисмонди (1773-1842). Э. Дюркгейм (1858-1916) о вторичности разделения труда и первичности трудового сотрудничества (работа 1893 г. «О разделении общественного труда», русский перевод 1900 г.). Замалчивание в российской учёной традиции социологии и политэкономии согласия. Что движет историей - насилие или сотрудничество?

Великая кейнсианская революция. Джон Мейнард Кейнс, лорд Тилтон, пэр королевства (1883-1946). Эпохальные работы Кейнса Treatise on Money (1930), The General Theory of Employment, Interest and Money (1935-36): соединение галльской проницательной ясности с британским парадоксальным практицизмом. Великая депрессия 1920-х гг. как толчок к огосударствлению родственных кейнсианству идей. Тень Т. Мальтуса (1776-1834) вместо призрака коммунизма. Развернутая Кейнсом ключевая идея новой хозяйственной философии: производство способно удовлетворить потребности наличного уровня только избыточным предложением; прежние потребности побеждаются новыми и более высокими запросами. Роль государства во всестороннем развитии спроса и предложения. Государство как возбудитель потребительских аппетитов: социальное обеспечение, здравоохранение, образование, общественные работы. Почему пенсии, стипендии и пособия по безработице нужно повышать наивозможно, а заработную плату рабочих - осторожно? Несовместность кейнсианства с советским умостроем.

За все надо платить: историческая цена прозрений Джона М. Кейнса.



¨

Зомбарт В. Буржуа: Пер.с нем. / Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994. - 443 с. (Серия «Социологическое наследие».

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. /Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова;

Предисл. П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - (Социологич. мысль Запада) -с.44 - 344.

Дволайцкий Ш. «Мировое хозяйство и кризис 1920 - 1921 г.г.» - http://rbs.nb.ru/

Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег// Кейнс Дж. М. Избранные произведения. – М.: Экономика, 1993. – с. 224-518. - http://rels.obninsk.com/

Кондратьев Н.Д. К вопросу о понятиях экономической статистики, динамики и конъюктуры // Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. - М.:

Экономика, 1989. - (Экон. наследие) - с. 48 - 90.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956 - с. 517-664.

Осадчая И. «Джон Мейнард Кейнс. - Биографическая статья» // «Наука и жизнь», 1997, № 11, 12 .

Рахшмир П. «Джон Мейнард Кейнс. Спаситель Капитализма?» «Новый Компаньон» № 19 (125) 06.06.2000

Тойнби А. Дж. Процесс роста цивилизаций // Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. - Пер. с англ. / Сост. А. П. Огурцов. - М.: Прогресс, 1991 -

с. 214-250.

Февр Л. Общий взгляд на социальную историю капитализма (1922) // Февр Л.

Бои за историю. - М.: Наука, 1991. - (Памятники исторической мысли) - с. 187

- 202.

Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - Пер. с англ. -

М.: издательстово «Новости» при участии издательства «Gatallaxy», 1992. -

304 с.

Хейзинга И. Значение рыцарского идеала в войне и политике // Хейзинга И.

Осень средневековья. Исследование жизненного уклада и форм мышления в

XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. - М.: Наука, 1988. - (Памятники

исторической мысли) -с. 101-116.

«Keynes, John Maynard». Britannica CD. Version 97. Encyclopaedia Britannica,

Inc., 1997.

Z

Тема V. ВЕЛИКАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XX ВЕКА


Государство как хозяйственный Левиафан. Оборотная сторона кейнсовской хозяйственной революции. Арабский нефтяной шантаж - баррели, переполнившие неупиваемую чашу.

Выход из кризиса - в обуздании стихии хозяйственного саморегулирования ключевыми особенностями европейской производительной культуры:

элаборацией, эфиризацией, софистикацией, прецизионностью и новативностью.

Двойственный отклик на злобу дня: хозяйственный неоконсерватизм как продолжение хозяйственной «философии бедности» в новых условиях новыми средствами и «неоклассицистская» хозяйственная философия Чикагской школы. Физика роста потребностей и сбережений против метафизики ростовщичества.

Подоплёка «налога Тобина» (1978). Что предложил лауреат Prix Nobel 1981 года Джеймс Тобин (р.1918): собирание дани с финансовых спекулянтов или ограничение денежных подвижек? Преображение денег к началу третьего тысячелетия. Чтобы вникнуть в современное денежное обращение, нужны не новые теоретические эклиптики в экономике (наподобие птолемеевских в астрономии), а перестройка экономической картины мира, не слабее коперниковской - в космогонии. Необходимость нового понимания богатства.

Девиз новой хозяйственной охранительности (хозяйственного неоконсерватизма): постоянство в обновлении. Хозяйственная терапия и хозяйственная хирургия. Эфириризация государственного хозяйственного регулирования: запрет на рукосуйство. Новый физикализм. Эфиризация как возрастание продуктивности при относительном уменьшении ресурсных трат. Элаборация как устремление к возрастанию трудовложений в каждую единицу продукции. Новая производительность труда, ее противоположность механической производительности труда. Новативность как проявление элаборации: ставка на новизну. Софистикация - нацеленность на внешнее совершение совершенство, культ дизайна. Прецизионность как сочетание сложности и надежности. Массовое потребление - высший оценщик трудовложения. Опровержение предрассудков, в том числе и об обороне как законодательнице технологической моды. Вызовы глобального мира.

«Адам Смит». Биржа - игра на деньги. - М.: ИД Альрина, 2000.- 285 с.

Алле М. Условия экономической эффективности. - М.: Наука для общества,

1998. - 301 с.

Вэриан X. Микроэкономика: Промежуточный уровень. - М.: ЮНИТИ, 1997. -

767 с.

Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1997. - 783 с.

Дюмон Л. Homo aecualis. Генезис и расцвет экономической идеологии. - М.:

Notabene. 1999.- 237 с.

Кальеокоресси П. Мировая политика после 1945 г. В двух т. - М.: Международные отношения, 2000. Т. 1-592 с., Т. 2 - 464 с.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.:

Высшая школа экономики, 2000. - 608 с.

Кругман П., Обстфелд М. Международная экономика. - М.: ЮНИТИ, 1997. -

769 с.

Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. - 424 с.

May В. Экономическая теория: сквозь призму конституции и политики. - М.:

Ad Marginem, 1999. - 239 с. (Библиотека Московской школы политических

исследований; 16).

Мосс М. Общество, обмен, личность. - М.: Восточ. литература, 1996. - 360 с.

На пороге XXI века. Доклад о мировом развитии за 1999/2000 годы. - М.: Весь мир, 2000. - 277 с.

Неклесса А. Конец эпохи Большого Модерна. - «Знамя», 2000, № 1. - с. 175-

187. - http://www.infoart.ru/magazine/znamia

Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. - М.:

Финстатинформ, 2000. - 474 с.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование

экономики. - М.: Начала, 1997. -188 с.

Пжеворский А. Демократия и рынок. - М.- РОССПЭН, 1999. - 320 с.

Сраффа П. Производство товаров посредством товаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,

1999. - 160 с.

Стиглиц Ю. Экономика государственного сектора. - М.: Изд-во МГУ; ИНФРА- М, 1997. - 718 с.

Тодаро М.П. Экономическое развитие. - М.: ЮНИТИ 1997. - 666 с.

Z

Тема VI. ПОСЛЕСОВЕТСКОЕ ЗАЗЕРКАЛЬЕ


Страна алискуперовских чудес. Бинарность хрематономики и экономики в хозяйственной жизни. Эндохтонное хозяйство (экономика), экзохтонное хозяйствование (хрематономика). Аристотель и современные хозяйственные теории. Особенности истолкования аристотелевской "Политики" советскими переводчиками. Почему те, кого ещё во времена Стагирита называли плутократами, российскими СМИ именуются олигархами. Аристотелевское понимание хрематономики: хрематономика как нажива и хрематономика как искусство.

Макрохозяйствование и микрохозяйствование. Разночтения словоупотреблений: макроуровень как уровень отрасли или как уровень монопольного хозяйственного производителя-потребителя; микроуровень как уровень любого отдельного или только немонопольного хозяйственного субъекта. Госплановское тяготение к количественному, а не к качественному пониманию терминов. Советская параэкономическая мысль в пространстве исчисления, а не воображения. От СОПЭ до "500 дней": планеристы над бездной.

Суммарная хозяйственная формула европеизма - макроэкономика плюс микрохрематономика. Суммарная формула отечественного хозяйствования:

макрохрематономика плюс микроэкономика. Двойная зеркальность этих формул. Западная макроэкономика: привязка ключевых производителей к запросам массового потребления. Послесоветская макрохрематономика: лопай, что дают. Затратность и растранжиривание ресурсов как естественное проявление макрохрематомика. Необузданность советского монополизма.

Западная микрохрематономика: правила честной игры, свобода рук, хозяйственный спортизм, привязка хозяйственных устремлений к предельным достижениям. Послесоветская микроэкономика: зацикленность на постоянной неудовлетворенности. Жизненный минимум - "скелет в шкафу" российского человека.

Культурные последствия неудовлетворенной любви к вещам: комплексы неполноценности, мщение за соблазн. Хозяйственное евразийство: нету - и не больно-то надо!

Махинации с заработной платой и сбережениями - оскорбление и запугивание «бедных денег».

Почему падают самолёты и тонут подлодки: нищенская оснастка быта и высокая техническая оснастка рабочих мест - кессонная болезнь жизнеобеспечения. Непомерность расплаты за дешевизну рабочей силы.

Запад: ограничения на макроуровне, поощрение на микроуровне. Миф западного госмонополизма. Монополии как естественные соперники буржуазного правительства в распределении власти. Буржуазные правительства - это правительства лавочников, чем они по праву гордятся.

Отечество: потворствование на макроуровне, притестнения на микроуровне. Подлинный госмонополизм. Прислонённость отечественной государственности к властной силе, пренебрежение к малым сим. Хозяйственная негениальность отечественной государственной традиции (С.Ю.Витте, П.А.Столыпин -исключения, подтверждающие правило). Обреченность реформ сверху в России: здесь государство не может быть хозяйственным благодетелем. Надежда на неконтролируемую, негосударственную производительную стихию. Закон маятника защищает мечту. Российское трудолюбие. Российская новативность. Левшизм.

Общекультурность закона маятника. Что же помешало российской производительности отождествиться с цивилизованной производительной культурой?

Если нет царского пути в математику, то нужно ли искать особый российский путь в светлое будущее?


¨


Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этос среднего класса: Нормативная модель и отечественные реалии. Научно-публицистическая монография. -Тюмень: Центр прикладной этики; НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2000. -272с.

Каграманов Юрий. Россия и Европа. Сост. и отв. ред. Р. Гальцева. - М.: РАН ИНИОН. Центр гуманитарных научно-информационных исследований, 1999. -300 с. («ЭОН». Альманах старой и новой культуры. 1999, № 6). May Владимир. Интеллигенция, история и революция. Очерки жизни современной России.- «Новый мир», 2000, № 5, с. 140-167. – http://infoart.ru/magazine/novyi_mi

Паппэ Я.Ш. Олигархи. Экономическая хроника, 1992-2000. - М.: Высшая школа экономики, 2000. - 232 с.

Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций (сравнительно-политический анализ). - М.: Весь мир, 2000. - 360 с. Потемкин А.П. Виртуальная экономика и сюрреалистическое бытие: Россия. Порог XXI в.: Экономика / Александр Потемкин; Виртуальная экономика и сюрреалистическое бытие: Россия. Порог XXI в.: Проза. -М.: ИНФРА-М, 2000. - 208, 382 с., встреч, пагинац., илл., табл., 21 см. - Текст рус., нем. - Книга-перевертыш.

Приватизация по-российски. Под ред. А.Чубайса. - М.: Вагриус, 1999. - 366 с. Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету. - М.: Моск. обществ, науч. фонд, 2000. - 256 с., илл. - (Российские общественные науки:

новая перспектива: Программа / Моск. обществ, науч. фонд; Вып. 13) Сенатский Юрий. Они идут не спасаться. Они идут воевать. - Московские новости, 22-28 августа 2000, № 33(1051).- с. 3-4. http://www.mn.ru

Соколов М. Поэтические воззрения россиян на историю. Разыскания. М.:

Русская панорама, 1999. - 504 с.

Z


© Вадим Ю. ЦАРЁВ, 2000

НАПИШИТЕ МНЕ

Используются технологии uCoz